EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF A PROMISING COMBINED TECHNOLO-GY FOR RECOVERY OF CRANKSHAFT JOINTS OF ENGINES OF TIMBER TRUCKS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The negative consequences of exploitation of logging road trains in difficult road and climatic conditions are considered. It has been established that the largest share of failures during the operation of a timber hauling train falls on its engine. Possible defects of the crankshaft, which contribute to the failure of the engine of a logging road train, are described. The expediency of the process of restoration of crankshafts of engines is substantiated. The analysis of the results of the study of foreign authors in the field of development and improvement of various methods for restoring the main and connecting rod journals of the crankshafts of engines is carried out. Among them, the most progressive method of restoration was revealed, which consists in the plasma deposition of coatings of specified properties on the main and connecting rod journals of the crankshafts. In order to increase the efficiency of the coatings obtained by plasma spraying, a combined method for the simultaneous deposition and hardening of the coating is proposed. A preliminary assessment was made on the basis of mathematical modeling of the main physical and mechanical properties of coatings obtained using this technology. The wear resistance of coatings obtained on the developed laboratory installation using compared technologies has been studied.

Keywords:
TIMBER ROAD TRAIN, TIMBER ROAD, COMBINED RECOVERY TECHNOLOGY, PLASMA SPRAYING, COATING, ENGINE, CRANKSHAFT JOURNALS, ELECTROMECHANICAL PROCESSING.
Text
Publication text (PDF): Read Download

DOI:

 

ccby4

УДК 621.793.74:621.791.927.55

 

 

05.22.10 – эксплуатация автомобильного транспорта

 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ КОМБИНИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕСОВОЗНЫХ АВТОПОЕЗДОВ

 

EVALUATION OF THE EFFICIENCY OF A PROMISING COMBINED TECHNOLOGY FOR RECOVERY OF CRANKSHAFT JOINTS OF ENGINES OF TIMBER TRUCKS

 

Посметьев Валерий Иванович

доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры машиностроительных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный лесотехнический

университет имени Г.Ф. Морозова»,

г. Воронеж, РФ

 

Posmetev Valerii Ivanovich

doctor of technical sciences, professor, professor of the department of engineering technologies Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov", Voronezh, RF

 

Кадырметов Анвар Минирович

доктор технических наук, доцент,

заведующий кафедрой машиностроительных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский

государственный лесотехнический

университет имени Г.Ф. Морозова»,

г. Воронеж, РФ

 

Kadirmetov Anvar Minirovich

doctor of technical sciences, associate professor, head of department of engineering technologies Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov", Voronezh, RF

 

20061 1Никонов Вадим Олегович

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин ФГБОУ ВО

«Воронежский государственный

лесотехнический университет имени

Г.Ф. Морозова», г. Воронеж, РФ

e-mail: 8888nike8888@mail.ru

 

20061 1Nikonov Vadim Olegovich

candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of production, repair and

operation of cars Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Voronezh State University of Forestry and Technologies named after G.F. Morozov", Voronezh, RF

e-mail: 8888nike8888@mail.ru

 

Аннотация.

Рассмотрены негативные последствия эксплуатации лесовозных автопоездов в сложных дорожных и природно-климатических условиях. Установлено, что наибольшая доля отказов при эксплуатации лесовозного автопоезда приходится на его двигатель. Описаны возможные дефекты коленчатого вала, способствующие выходу из строя двигателя лесовозного автопоезда. Обоснована целесообразность процесса восстановления коленчатых валов двигателей. Выполнен анализ результатов исследования зарубежных авторов в области разработки и совершенствования различных способов восстановления коренных и шатунных шеек коленчатых валов двигателей. Выявлен среди них наиболее прогрессивный метод восстановления, заключающийся в плазменном нанесении покрытий заданных свойств на коренные и шатунные шейки коленчатых валов. С целью повышения эффективности получаемых покрытий плазменным напылением предложен комбинированный способ одновременного нанесения и упрочнения покрытия. Выполнена предварительная оценка на основе математического моделирования основных физико-механических свойств получаемых по такой технологии покрытий. Исследована износостойкость покрытий полученных на разработанной лабораторной установке по сравниваемым технологиям.

 

Annotation.

The negative consequences of exploitation of logging road trains in difficult road and climatic conditions are considered. It has been established that the largest share of failures during the operation of a timber hauling train falls on its engine. Possible defects of the crankshaft, which contribute to the failure of the engine of a logging road train, are described. The expediency of the process of restoration of crankshafts of engines is substantiated. The analysis of the results of the study of foreign authors in the field of development and improvement of various methods for restoring the main and connecting rod journals of the crankshafts of engines is carried out. Among them, the most progressive method of restoration was revealed, which consists in the plasma deposition of coatings of specified properties on the main and connecting rod journals of the crankshafts. In order to increase the efficiency of the coatings obtained by plasma spraying, a combined method for the simultaneous deposition and hardening of the coating is proposed. A preliminary assessment was made on the basis of mathematical modeling of the main physical and mechanical properties of coatings obtained using this technology. The wear resistance of coatings obtained on the developed laboratory installation using compared technologies has been studied.

 

Ключевые слова: ЛЕСОВОЗНЫЙ АВТОПОЕЗД, ЛЕСОВОЗНАЯ ДОРОГА, КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ПЛАЗМЕННОЕ НАПЫЛЕНИЕ, ПОКРЫТИЕ, ДВИГАТЕЛЬ, ШЕЙКИ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА, ЭЛЕМТРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА.

 

Keywords: timber road train,

timber road, combined

recovery technology,

plasma spraying, coating,

engine, crankshaft journals, electromechanical

processing.

 

1Автор для ведения переписки

 

 

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

Транспорт лесоматериалов выполняет важную связующую роль между производствами всей совокупности отраслей российской промышленности, осуществляющих заготовку и переработку древесины. Вывозка лесоматериалов лесовозным автомобильным транспортом является самым дорогостоящим и трудоемким процессом в лесопромышленном комплексе. Это связано с тем, что в данном процессе задействовано около половины работников предприятия. Доля транспортных расходов от общей конечной стоимости лесоматериалов составляет 45-48 %. В силу особой специфики работы массивных лесовозных автопоездов в процессе вывозки лесоматериалов, которая связана с частыми торможениями, разгонами, ресурс их агрегатов и, в частности двигателей значительно ниже нормативного. Это объясняется тем, что движение лесовозного автопоезда большую часть времени осуществляется по бездорожью или недостаточно обустроенным лесовозным дорогам, которые характеризуются наличием на них многочисленных дефектов, неровностей, препятствий, продольных и поперечных уклонов, а также опасных участков. Движение лесовозного автопоезда по таким дорогам сопровождается снижением его скорости на 50-52 %, воздействием на его подвеску, раму и трансмиссию больших динамических и ударных нагрузок, а также вследствие высоких значений коэффициентов сопротивления, работой в неустановившихся тяжелых режимах нагружения его тормозной системы, двигателя, сцепления, коробки передач и раздаточной коробки. Так, оборотность двигателя лесовозного автопоезда при движении в сложных дорожных условиях возрастает в 3-3,5 раза, количество включений и выключений муфты сцепления увеличивается в 10 раз, частота переключения коробки передач возрастает в 5 раз. Установлено, что в условиях движения лесовозного автопоезда по магистральным дорогам доля работы двигателя в неустановившихся режимах составляет 34 %, а в условиях движения по лесовозным дорогам, при малых расстояниях вывозки, частых торможений, троганиях и поворотах – 94 % и более. Большое количество преодолеваемых лесовозным автопоездом поворотов и неровностей, имеющихся на лесовозной дороге, способствует более интенсивному использованию коробки переключения передач, муфты сцепления и значительному изменению частоты оборотов коленчатого вала. Это приводит к перегреву, а также к значительному износу и возникновению отказов двигателя.

Недостаточная обустроенность лесовозных дорог является причиной повышения затрат, расходуемых на осуществление технического обслуживания и текущего ремонта лесовозных автопоездов. Эксплуатация лесовозных автопоездов в сложных дорожных условиях сопровождается увеличением в 2-6 раза количества отказов по сравнению с эксплуатацией лесовозных автопоездов в нормальных дорожных условиях. Кроме этого, преждевременный выход из строя лесовозных автопоездов, а также снижение ресурса их агрегатов почти в 1,5 раза связано со значительной удаленностью от ремонтных баз, ограниченной возможностью пользования базовыми пунктами технического обслуживания, недостаточным материально-техническим оснащением последних, а также недостаточной квалификацией обслуживающего персонала. Это приводит к низкому технологическому уровню и неудовлетворительному качеству обслуживания и ремонта лесовозных автопоездов, в связи с чем, они вынуждены простаивать в процессе ожидания ремонта. Дополнительно к этому, прослеживается тенденция недоиспользования ресурса на 35-55 % некоторых агрегатов лесовозных автопоездов в связи со снятием и отправлением их в ремонт раньше положенного срока [1-5].

Среди всех эксплуатационных отказов, выявленных за исследуемый период времени в основных системах и агрегатах лесовозного автомобиля КАМАЗ-65115, установлено, что наибольшая доля отказов, равная 14,35 %, приходится на его двигатель. Одной из основных причин возникновение в двигателе отказов, сопровождающихся его ремонтом, является износ деталей кривошипно-шатунного механизма, в частности коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Доля отказов, приходящаяся на кривошипно-шатунный механизм, составляет более 25 %. Износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала возникает при высоких значениях удельных поверхностных нагрузок на них, при знакопеременном и циклическом воздействии, а также при проворачивании вкладышей в постелях шатунных подшипников. Кроме этого, наиболее часто проявляющимися в процессе эксплуатации лесовозных автопоездов дефектами коленчатых валов их двигателей, являются: износ резьбы; овальность, конусность, бочкообразность, шеек; износ посадочного места наружного кольца шарикоподшипника в торце вала; трещины на щеках, шейках; вмятины, риски, и задиры на шейках; торцовое биение фланца маховика, скручивание вала; изгиб вала; усталостные трещины шатунных и коренных шеек; износ посадочных мест под шкив, распределительную шестерню, маховик; засорение масляных каналов продуктами износа масла; износ маслосгонной резьбы; износ отверстий под штифты крепления; износ и разбивка шпоночных канавок; срыв ниток резьбы; коррозия трущихся поверхностей. Восстановление изношенных деталей лесовозных автопоездов, является важным резервом повышения эффективности их использования. Наиболее частыми причинами, на основании которых осуществляется выбраковка коленчатых валов двигателей лесовозных автопоездов, является наличие на коренных и шатунных шейках трещин. Утилизировать изношенные коленчатые валы, пригодные для восстановления неразумно, так как они обладают высокой добавленной стоимостью, на которую приходится 5-15 % стоимости всего лесовозного автопоезда. К тому же процесс восстановления изношенных коленчатых валов двигателей лесовозных автопоездов является ресурсосберегающим процессом. Восстановление шеек коленчатых валов двигателей является трудоемким и дорогостоящим процессом, при осуществлении которого предъявляются высокие требования к качеству и геометрическим параметрам восстановленных рабочих поверхностей коренных и шатунных шеек двигателя [6-7].

Коленчатый вал является самой сложной и дорогой в изготовлении деталью, от которого во многом зависят его эксплуатационные характеристики и долговечность двигателя. Ресурс нового коленчатого вала двигателя лесовозного автопоезда в большинстве случаев превышает ресурс восстановленного.

References

1. Budalin, S. V. Ocenka effektivnosti lesovoznyh avtopoezdov na etapah vybora i ekspluatacii [Evaluation of the efficiency of timber road trains at the stages of selection and operation]. textbook. allowance. - Yekaterinburg : Ural. state forest engineering un-t, 2014. - 215 p. (In Russ.).

2. Nikonov V. O. Sovremennoe sostoyanie, problemi i puti povisheniya effektivnosti lesovoznogo avtomobilnogo transporta [Current state, problems and ways to improve the efficiency of timber road transport]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "VGLTU". - Voronezh, 2021. - 202 p. (In Russ.).

3. Karpov, A. S. Povyshenie ekspluatacionnyh harakteristik dvigatelej lesovoznyh avtomobilej [Improving the performance of engines of timber trucks]. dissertation ... candidate of technical sciences: 05.21.01, 05.22.10. - Voronezh, 2000. - 168 p. (In Russ.).

4. Nikonov, V. O. Sovershenstvovanie tekhnologii vosstanovleniya sheek kolenchatyh valov avtomobil'nyh dvigatelej plazmennym napyleniem s odnovremennoj elektromekhanicheskoj obrabotkoj [Improving the technology of restoring the crankshaft journals of automobile engines by plasma spraying with simultaneous electromechanical processing]. dissertation ... candidate of technical sciences : 05.22.10 [Place of protection: Vladimir. state university]. - Voronezh, 2013. - 187 p. (In Russ.).

5. Kadyrmetov, A. M. Teoreticheskie osnovy i tekhnologicheskoe obespechenie kachestva plazmennogo naneseniya i uprochneniya pokrytij modulyaciej elektricheskih parametrov [Theoretical foundations and technological support for the quality of plasma deposition and hardening of coatings by modulation of electrical parameters]. dissertation ... Doctor of Technical Sciences : 05.02.07, 05.02.08 / A. M. Kadyrmetov ; [Place of protection: Voronezh. state tech. university]. - Voronezh, 2013. - 383 p. (In Russ.).

6. YAkovlev, K. A. Razrabotka processa termomekhanicheskogo uprochneniya poverhnostej s gazotermicheskimi pokrytiyami [Development of the process of thermomechanical hardening of surfaces with gas-thermal coatings]. dissertation ... Cand.Tech.Sci. : 05.03.01. - Voronezh, 1998. - 201 p. (In Russ.).

7. Buhtoyarov, V. N. Tekhnologiya vosstanovleniya cilindricheskih poverhnostej valov plazmennym napyleniem s odnovremennym oplavleniem vynosnoj moduliruemoj dugoj : Na primere kolenchatogo vala [Technology of restoring cylindrical surfaces of shafts by plasma spraying with simultaneous flashing by an external modulated arc : On the example of a crankshaft]. Dissertation ... Cand. Tech. Sci. : 05.03.01. - Voronezh, 2003. - 165 p. (In Russ.).

8. Alfares, M.A. Failure Analysis of a Vehicle Engine Crankshaft / M.A. Alfares, A.H. Falah, A.H. Elkholy // J Fail Anal. and Preven. (2007) 7 : 12-17: doi :https://doi.org/10.1007/s11668-006-9006-0.

9. Chenmin Zhao, Guofu Lian, Yang Zhang and Haiyan Hua The Forming Control Method of Double-Layer and Multi-Track Stacking Laser Cladding Applied on Crankshafts Restoration. JOM, Vol. 73, №. 12, 2021. - pp. 4289-4298 : doi :https://doi.org/10.1007/s11837-021-04852-2.

10. A. A. Öztürk, B. Gülenç, A. Durgutlu, and N. Kahraman Wear Behaviour of Crankshaft Journals Filled by Submerged Arc Welding. Metallofiz. Noveishie Tekhnol. 2014, 36, № 3, pp. 317-327. - Bibliogr.: pp. 327 (19 titles).

11. H. Huange et. al., Metal Magnetic Memory Technique and Its Applications in Remanufacturing, Science Press, 2021 12 p. : doi :https://doi.org/10.1007/978-981-16-1590-0_13.

12. N. M. Al-Araji, A. R. I. Kheder, A. M. Abu-Romman Rehabilitation of Automobile Crankshafts by Submerged-Arc Welding. Conference: The 1st Jordanian International Conference of Materials Science and Engineering At: Jordan, 2005. - 17 p.

13. Yasutoshi Tominaga, Jinsoo Kim, Youngsik Pyun, Ravil Kayumov, Junhyong Kim and Juha Woo1 A study on the restoration method of friction, wear and fatigue performance of remanufactured crankshaft. Journal of Mechanical Science and Technology 27 (10) (2013) 3047-3051 : doi :https://doi.org/10.1007/s12206-013-0824-1.

14. Zhang Gue-qing, Wang Cheng-tao, PU Geng-qiang Fatigue life prediction of crankshaft repaired by twin arc spraying. Journal CSUT Vol. 12 Suppl., 2 2005. - pp. 70-76.

15. George Mahu Evaluation of the Corrosion Resistance of Some Coating Obtained by Thermal Spray in Plasma Jet, on the Surface of Some Crankshafts Made of C45 Steel / George Mahu, Corneliu Munteanu, Bogdan Istrate, Igor Blanari, Cornelia Paleu, Cosmin Mihai Cotrut // Rev. Chim., 71 (10), 2020, 211-223 : doi :https://doi.org/10.37358/RC.20.10.8366.

16. V. V. Le, D. N. Nguyen, A. X. Nguyen, T. T. V Tran, V. B. Nguyen (2019). Design A Technical Process Of Thermal Spray Applied To The Crankshaft Rehabilitation Of Ship. Journal of Mechanical Engineering Research & Developments, 42(1): 56-60: doi :https://doi.org/10.26480/jmerd.01.2019.56.60.

17. A. R. Yusufov, I. M. Abacharaev, and N. K. Sanaev Prospects for Protective Coating of Machine Parts. Russian Engineering Research, 2010, Vol. 30, №. 4, pp. 352-354.

18. Pat. 2480533 RF, IPC S23S4 / 18, V24V39 / 06, V23N9 / 00. The method of combined hardening of surfaces of parts / A. M. Kadyrmetov, G. A. Sukhochev, V. I. Posmetiev, V. O. Nikonov, V. V. Posmetiev, A. F. Maltsev; applicant and patent holder Limited Liability Company "Accessible Robotics" - 2011140996 / 02; dec. 10.11.2011 ; publ. 27.04.2013, Bull. №. 12. - 8 p. (In Russ.).

19. Utility model patent 129021 RF, IPC V05V13 / 04. Posmetiev, V. I., Kadyrmetov, A. M., Nikonov, V. O., and Pustovalov, A. S. applicant and patent holder FGBOU VPO VGLTA. - №. 2012156454 / 05 ; dec. 12.26.2012 ; publ. 06.20.2013 ; Bull. №. 17. (In Russ.).

20. Certificate of state registration of the computer program. Program for modeling the method of combined hardening of surfaces of parts / V. O. Nikonov, A. M. Kadyrmetov, V. I. Posmetiev, V. V. Posmetiev ; Copyright holder FGBOU VPO VGLTA. 2013612101 ; dec. 12.21.2012 ; registered in the Register of Computer Programs on February 14, 2013. (In Russ.).

21. Certificate of state registration of the computer program. Program for the study of the effectiveness of the method of combined hardening of plasma coatings / A. M. Kadyrmetov, V. O. Nikonov, V. I. Posmetiev, V. V. Posmetiev; Copyright holder FGBOU VPO VGLTA. - №. 2013615055 ; dec. 04.17.2013 ; registered in the Register of Computer Programs on May 27, 2013. (In Russ.).


Login or Create
* Forgot password?