TECHNOLOGY FOR CREATING A DIGITAL MODEL OF A SECTION OF A ROAD NETWORK TO IDENTIFY THE LOCATIONS OF A PROBABLE ACCIDENT USING THE QGIS GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the context of the active development of urban areas and a constant increase in the number of road, transport on sections of the street and road network, especially in places of concentration of infrastructure facilities of greatest interest to the population, the load on the street and road network increases, which inevitably leads to an increase in road accidents. The use of an analysis based on the use of the QGIS geographical information system makes it possible to have an accessible determination of places of concentration of accidents and making decisions on the reorganization of these sites.

Keywords:
DIGITAL MODEL, STREET AND ROAD NETWORK, ROAD ACCIDENT, GEOGRAPHIC INFORMATION SYSTEM, STATISTICAL ANALYSIS.
Text
Text (PDF): Read Download

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

В настоящее время происходит активное развитие городских территорий, неотъемлемой частью которых является дорожная сеть, которая обеспечивает непрерывную связь не только между населёнными пунктами, но и жилыми, производственными, туристическими и прочими градостроительными образованиями с центром населённого пункта. Увеличение протяжённости дорожной сети влечёт за собой увеличение спроса на перевозки и рост автомобилизации, что заметно увеличивает загруженность дорожного трафика, вскрывая проблемные места дорожного движения, основным следствием которого становится увеличение количества дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Данная проблема влияет на многие аспекты развития страны, в том числе, на социальные (ранения людей различной степени тяжести) и на экономические (разрушение инфраструктуры дорожной сети, нарушение логистических цепей, уменьшение пропускной способности дорог в результате возможного проведения ремонтных работ дорожного полотна при повреждениях вследствие тяжелых дорожно-транспортных происшествий и пр.). В текущей экономической ситуации одним из основополагающих критериев является снижение социальных рисков, возникающих вследствие возникновения ДТП, за счет уменьшения их количества [1, 2].

Выявление причин возникновения ДТП в большинстве своем базируется на статистических исследованиях взаимодействия элементов системы ВАДС (водитель, автомобиль, дорога, среда) с определением составляющих элементов, включающих: место транспортного происшествия, виновника, природные условия в момент ДТП, техническое состояние транспортных средств участников ДТП за определённый период, что без учета указанного взаимодействия не даёт полного понимания и выявления всех факторов, влияющих на частоту их возникновения [3-7].

Для полноценного анализа факторов возникновения дорожно-транспортных происшествий, в том числе и обработки статистических данных необходим инструмент, позволяющий в рамках единой рабочей среды комплексно обрабатывать, как графические данные (граф дорог в двумерных или трехмерных координатах), так и неграфическую информацию (сведения о транспортном средстве и участниках, технические и геометрические характеристики участка дороги и т.д.) улично-дорожной сети для создания имитационных моделей дорожного движения, а также алгоритмов натурных исследований.

 

2 Материалы и методы

На текущей момент данным требованиям, с точки зрения функциональных возможностей и доступности, отвечают географические информационные системы с открытым исходным кодом ввиду большого количества модулей, как для транспортного анализа, так и работы с таблицами атрибутивных данных, необходимых для статистических исследований, а также достаточно большого количества поддерживаемых форматов графических (картографических материалов) и неграфических данных (баз данных, таблиц Excel и пр.).

Основные возможности географических информационных систем в рамках натурного моделирования участков дорожной сети будут рассматриваться на примере информационной системы QGIS, являющейся системой с открытым исходным кодом, что говорит о её доступности, а также имеющей большое количество модулей для решения прикладных задач.

Для создания цифровой модели участка дороги в системе QGIS необходима информация о состоянии дорожно-транспортной сети, представленная в виде линейных географических данных. Получить такие данные возможно у специализированных поставщиков, путем анализа открытых геоинформационных источников, проведение оцифровки автомобильных атласов, дешифровкой спутниковых или авиационных снимков, импортировать готовые проекты организации дорожного движения, подготовленные в системах автоматизированного проектирования (САПР) и т.д. [4, 6-9].

References

1. Department of Road Safety. Road accidents in Russia (2020). Generalized information. Moscow. 2020.

2. Office of the State Inspectorate for Road Safety of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Belgorod Region. Road accidents in Russia (2020). Generalized information. Belgorod. 2020.

3. Zagorodniy, N. A. The use of automated means of fixing violations as a way to reduce accidents / N. A. Zagorodniy, M. V. Golovkin // Technique and technology of land transport, a collection of postgraduate students (with international participation). Under the scientific editorship of E. E. Vitvitsky. - Omsk. 2022. - S. 41-46.

4. Koryakov, V. B. Interactive pedestrian crossing - the future of roads / V. B. Koryakov, N. A. Shchetinin, Yu. V. Semikopenko // Modern materials, equipment and technologies, number: 1 (28). - CJSC "University book". - 2020. - S. 77-81.

5. Kravchenko, A. A. Improving the methodology for determining the places of occurrence of road traffic accidents: author. ... cand. tech. Sciences: 2.9.5 / A. A. Kravchenko. - Orel, 2021. - 23 p.

6. Borovskoy, A. E. Virtual analysis of car safety / A. E. Borovskoy, S. N. Glagolev, E. S. Tatarintsev // Problems of quality and operation of vehicles: materials of the IV International scientific and technical conference. Volume Part 1. - Penza, 2006. - P. 225.

7. Shirina, N. V. Peculiarities of maintaining a land cadastre, cadastral systems and the legal status of lands in foreign countries / N. V. Shirina, O. N. Baryshevskaya // Vector GeoNauk, volume: 3, number: 4. - Founders: Belgorod State Technological University. V. G. Shukhov. - 2020. - S. 28-32.

8. Dmitrieva, T.V. Features of construction in Japan and the United Arab Emirates / T.V. Dmitrieva, E.V. Ivanova // Vector GeoNauk, volume: 4, number: 1. - Founders: Belgorod State Technological University. V. G. Shukhov. - 2021. - S. 74-78.

9. Al Sawafi, M. Kh. Geoinformation technologies in urban development / M. Kh. Al Sawafi // Bulletin of the Belgorod State Technological University. V. G. Shukhov, number: 6. - Founders: Belgorod State Technological University. V. G. Shukhov. - 2021. - S. 52-62.

10. Sheshtokas, V. V. Conflict situations and traffic safety in cities / V. V. Sheshtokas, D. S. Samoylov. - M. : Transport, 1987. - 208 p.

11. Erknapeshyan, M. Zh. Determination of the main indicators and criteria for accidents in the system for monitoring the safety of passenger transportation by public buses / M. Zh. Yerknapeshyan, D. V. Enin // Avtotransportnoe predpriyatie. No. 8, - 2009, pp. 19-23.

12. Lukyanov, V. V. Road traffic safety / V. V. Lukyanov. - M. : Transport, 2003. - 260 p.

13. Pavlov, S. V. Geoinformation technologies in the design and creation of corporate information systems: interuniversity scientific collection / S. V. Pavlov et al.; Federal Agency for Education, State. educational institution of higher education prof. education Ufa state. aviation technical university - Ufa: Ufa state. Aviation Technical University, 2009. - 176 p.

14. Elsheikh R. F. A. GIS based Traffic Accident Analysis System // International Journal of Advanced Engineering Research and Science. - T. 3. - No. 12.

15. Hirasawa M., Asano M. Development of traffic accident analysis system using GIS. - Civil Engineering Research Institute, 2001.

16. Eliseev M. E. et al. Virtual Reality and Navigation subsystems of the Interactive System for Road Safety Improving // IOP Conference Series : Materials Science and Engineering. - IOP Publishing, 2018. - T. 386. - No. 1. - P. 012027.

17. Nikolaeva, O. M., Radchenko, L. K. The use of a road graph in navigation applications on the example of here Technologies // Interexpo Geo-Siberia. 2019. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-dorozhnogo-grafa-v-navig-atsionnyh prilozheniyah-na-primere-kompanii-here-technologies (date of access: 20.09.2022).

18. Kravchenko, A. A. The role of telematic systems in determining the characteristics of the traffic flow / A. M. Lukyanov, A. E. Borovskoy, N. V. Smolyakov, E. I. Yakovleva // in the collection: GLONASS - Regions Materials 4 th All-Russian Scientific and Practical Conference, under the general editorship of A. N. Novikov. - 2014. S. 15-19.

19. Romi Satria. GIS Tools for Analyzing Accidents and Road Design : A Review / Romi Satria, María Castro. Transportation Research Procedia 18 (2016) 242-247.

20. Kevin Austin, Miles Tight & Howard Kirby. The use of geographical information systems to enhance road safety analysis. Pages 249-266.

21. Monib Shahzad. Review of road accident analysis using gis technique. pp. 472-481.

22. Novikov, I. A. Research of influence of time of reaction of driver on the calculation of the capacity of the highway / A. G. Shevtsova, I. A. Novikov, A. E. Borovskoy // Transport problems - 2015. - Vol. 10, Is. 3. Pp/53-59.


Login or Create
* Forgot password?