АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫВОЗКИ ЗАГОТАВЛИВАЕМЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены особенности транспортирования лесоматериалов различными видами транспорта, используемыми в настоящее время в РФ. Приведены условия их применения с учетом доступности используемых транспортных путей, а также возможностей региона. Описаны основные конструктивные особенности этих видов транспорта. Представлены наиболее важные преимущества использования для вывозки лесоматериалов автомобильного транспорта в сравнении с сухопутным, водным, трубопроводным и воздушным транспортом.

Ключевые слова:
эффективность, современный транспорт для вывозки лесоматериалов, автомобильный и железнодорожный транспорт, водный и трубопроводный транспорт, аэростат, дирижабль, вертолет, вертостат
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Важное место в экономике нашей страны занимает ее лесной комплекс, состоящий из таких основных хозяйственных сфер, как лесного хозяйства и лесной промышленности. В технологическом процессе лесопромышленного производства вывозка лесоматериалов в большинстве случаев является решающим звеном, которое во многом определяет эффективность работы лесозаготовительных предприятий и варианты их связей с потребителями. Являясь одной из наиболее дорогостоящих технологических операций в производственном процессе заготовки лесоматериалов, их вывозка имеет огромное экономическое значение.

Главная роль в вопросе обеспечения эффективности вывозки лесоматериалов принадлежит проблеме выбора требуемого вида транспорта. В процессе осуществления вывозки лесоматериалов задействованы различные виды транспорта, использование которых во многом зависит от его технико-эконо­мических особенностей, размещения транспортной инфраструктуры по территории страны, географического месторасположения лесов, их равномерности распределения, объема и характеристик заготавливаемых лесоматериалов, территориального расположения лесозаготовительных предприятий, а также предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, наличия данного вида транспорта непосредственно в месте заготовки лесоматериалов, а также стоимости, времени вывозки и других показателей, характеризующих качество функционирования данного вида транспорта [1].

Выявление основных особенностей использования различного вида транспорта в процессе вывозки лесоматериалов, а также сравнение существенных преимуществ при применении лесовозного автомобильного транспорта (ЛАТ), является актуальной задачей, требующей незамедлительного решения.

Цель исследования

Целью исследования является анализ существующих научных статей и материалов в области существующих видов транспорта, используемого в процессе вывозки лесоматериалов, а также сравнительная оценка эффективности применения лесовозного автомобильного транспорта.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено на основании изучения российской и зарубежной научной литературы, содержащей информацию о различных видах транспорта, используемого для вывозки лесоматериалов.

Результаты исследования и их обсуждение

Транспорт для вывозки лесоматериалов относится к промышленному транспорту, осуществляющему доставку лесоматериалов в виде сырья на лесозаготовительные предприятия, вывозку лесоматериалов с лесозаготовительных предприятий, а также обеспечивающему связь между отдельными лесозаготовительными предприятиями и потребителями. В настоящее время для вывозки заготовленных лесоматериалов применяются различные виды транспорта (рис. 1). Среди них выделяют сухопутный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт, а также их разновидности.

 

Рисунок 1 – Разновидности транспорта, используемого для вывозки лесоматериалов

 

Применение того или иного вида транспорта для вывозки лесоматериалов зависит от возможностей и месторасположения региона, доступности транспортных путей. Так в регионах, не имеющих выходы к крупным рекам или морям, но обладающим развитой сетью железных и автомобильных дорог, вывозку лесоматериалов выгоднее выполнять наземным видом транспорта. В регионах, имеющих развитую морскую инфраструктуру с выходами и к рекам и морям, вывозку или транспортировку лесоматериалов экономичнее осуществлять водным видом транспорта. Для выявления основных особенностей функционирования существующих видов транспорта, используемых в процессе вывозки или транспортировки лесоматериалов, рассмотрим каждый из них по отдельности более подробно.

В районах Севера, Урала и Сибири места лесозаготовок удалены настолько, что осуществить транспортирование лесоматериалов с нижних складов в пункт потребления, переработки или перевалки железнодорожным транспортом или ЛАТ просто невозможно, и прокладывать туда ЛД, в том числе железнодорожные пути слишком затратно, а наличие водных путей, допускающих транспортирование лесоматериалов, в таком случае является наиболее целесообразным способом. Недостатком этого способа является отсутствие всесезонности и возможные негативные экологические последствия от загрязнения водных путей.

Рисунок 2 – Разновидности водного

транспорта, используемого при транспортировании

лесоматериалов

 

 

Список литературы

1. Иевлева, А. А. Анализ эффективности использования различных видов транспорта при выполнении международных перевозок грузов в направлении Европа-Азия / А. А. Иевлева // Транспортное дело России, 2010, № 2. - С. 111-114.

2. Маликова, Э. Р. Пространственные особенности изучения морских портов России / Э. Р. Маликова, Т. П. Гришин, А. Р. Ахунов, З. Р. Гильванова // Fundamental research, № 5. - 2017. - С. 172-177.

3. Субботин, А. С. Основы гидротехники / А. С. Субботин. - Л. : Гидрометеоиздат, 1983. - 318 с.

4. Васильев, В. В. Анализ факторов, определяющих эффективность плотового сплава древесины / В. В. Васильев // Лесотехнический журнал, № 3, 2011. - С. 71-80.

5. Пошарников, Ф. В. Технология и техника в лесной промышленности / Ф. В. Пошарников ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Фед. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Воронеж. гос. лесотехн. акад.». - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Воронеж, 2012. - 296 с.

6. Динамика грузоперевозок в России. Бюллетень социально-экономического кризиса в России, декабрь 2015. - 24 c.

7. Транспорт леса. в. 2 т. Т. 2. Лесосплав и судовые перевозки : учебник для студ. высш. учеб. заведений / М. М. Овчинников, В. П. Полищук, Г. В. Григорьев. - М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

8. Снопков, В. И. Перевозка грузов морем. Справочное пособие, издание второе, переработанное и дополненное, - 319 с.

9. Леса и дирижабли. - Режим доступа : http://omskmark.moy.su/publ-/essayclub/novator_ru/2016_v_r_pljuhin_shalaevvs/94-1-0-2763#t20c/ - Загл. с экрана.

10. Abdullah E. Akay, Ebru Bilici Helicopter Logging Method for Reduced Impact Timber Harvesting Operations Eur J Forest Eng 2016, 2(1) : 48-53.

11. Olga Feldman The Possible Use of Airships in the Scottish Forest Industries Transport Innovation Research Paper, 2014. - 16 p.

12. Лесная энциклопедия : В 2-х т. / Гл. ред. Воробьев Г. И. ; Ред. Кол. : Анучин Н. А., Атрохин В. Г., Виноградов В. Н. и др. - М. : Сов. энциклопедия, 1985. - 563 с.

13. Транспорт леса : учебник в двух томах. Том 1. Сухопутный транспорт. под. редакцией Э. О. Салминена. - Москва, 2009. - 367 с.

14. Бернотас, Р. В. Математическая модель производительности аэростатических транспортных систем при освоении труднодоступных лесных территорий / Р. В. Бернотас // Инженерный вестник Дона, № 3, 2015.

15. Хлызов, Д. В. Использование дирижаблей в транспортировке леса / Д. В. Хлызов, А. П. Мохирев. Режим доступа : http://www.science-bsea.bgita.-ru/¬2010/les_2010/xlysov_isp.htm. - Загл. с экрана.

16. Рохленко, Д. Б. Как и зачем рубят лес? / Д. Б. Рохленко. - М. : Лесн. пром-сть, 1988. - 150 с.

17. Wood chips production, handling, transport. Second (updated) edition. Food and agricukture organization of the united nations, Rome, 1976. - 144 p.

18. Пальникова, Е. Н. Состояние и перспективы развития грузовых автомобильных перевозок в Российской Федерации / Е. Н. Пальникова, Ю. А. Хегай.

19. Henry, Liu Pneumatic Capsule PipelineBasic Concept, Practical Considerations, and Current Research // Mid-continent transportation symposium 2000 proceedings. - pp. 230-234.

20. Кривов, С. И. Перспективы транспортировки лесных грузов / С. И. Кривов // Наука и транспорт, 2007. - 30-32.

21. Лукьянова, О. О конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок / О. Лукьянова, Ф. Хусаинов // Научно-практический альманах «Вектор транспорта», № 2, 2014. - С. 28-43.

22. Применение узкоколейных железных дорог в лесном хозяйстве : историческая практика, современность, перспективы : Режим доступа : http://wood-prom.ru/analitika/primenenie-uzkokoleynykh-zheleznykh-dorog-v-lesno¬m. - Загл. с экрана.

23. Котилко, В. В. Транспортные системы узкой колеи : возможности комплексного развития лесных регионов / В. В. Котилко, А. Г. Фарков // Региональная диагностика. - С. 86-93.

24. Котилко, В. В. Методология и механизмы развития и двойного использования транспортной инфраструктуры лесного комплекса / В. В. Котилко, А. Г. Фарков // Региональная экономика : теория и практика. Экономика и природопользование, 11(290). - 2013. - С. 23-29.

25. Эскизная проработка анкерных и поддерживающих путевых опор, станций, сервисных депо и определение общетехнических показателей будущих трасс СТЮ для условий ХМАО-Югры, Москва 2017 - 157 с.

26. Минаев, А. Н. О необходимости возрождения водного транспорта леса / А. Н. Минаев, В. А. Кацадзе / Актуальные направления научных исследований XXI века : теория и практика. 2015. - Т. 3. - № 2-2 (13-2). - С. 252-255.

27. Ничипорович, А. А. Канатные установки для трелевки и транспортировки леса в горах / А. А. Ничипорович, К. Е. Овчаров. Режим доступа : http://lsdinfo.org/kanatnye-ustanovki-dlya-trelevki-i-transportirovki-lesa-v-gorax/. - Загл. с экрана.

28. Некрасов, Д. И. Разработка методики выбора лесовозных автомобилей по технико-эксплуатационным показателям / Д. И. Некрасов // дисс. на соиск. учен. степ. к.т.н., спец. 05.21.01, Екатеринбург, 2014. - 175 с.

29. Правдина, Н. В. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности / Н. В. Правдина // Учебно-методическое пособие. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. - 95 с.

30. Кочинов, Ю. А. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности / Ю. А. Кочинов, Т. В. Кочинова // Учебное пособие. - Пермь : Изд-во «ОТ и ДО». 2014. - 116 с.

31. Преимущества и недостатки автомобильных грузоперевозок. Режим доступа : https://trans.ru/education/spravochnik-logista/preimushchestva-i-nedostat¬ki-avtomobilnyh-gruzoperevozok.html. - Загл. с экрана.

32. Сушков, С. И. Разработка модели транспортной системы в лесной отрасли / С. И. Сушков, В. Н. Бухтояров, Л. В. Болотских, Т. В. Каратаева // Строительные и дорожные машины, 2018, № 6. - С. 40-42.

33. Курьянов, В. К. Экспериментальные исследования тормозной динамики лесовозных автопоездов / В. К. Курьянов, О. Н. Бурмистрова // Вестник Московского Государственного Университета Леса - Лесной Вестник, 2017, № 4. - С. 105-106.

34. Бурмистрова, О. Н. К вопросу определения зависимости скорости движения автомобиля от расстояния видимости на кривой в плане / О. Н. Бурмистрова, Е. В. Пластинина, О. М. Тимохова // Фундаментальные исследования, 2015, № 2-10. - С. 2074-2078.

35. Кондрашова, Е. В. Мероприятия для обеспечения надежности лесовозных автопоездов в процессе их эксплуатации / Е. В. Кондрашова, И. В. Четверикова // Леса России в XXI веке. Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 2010. - С. 214-217.

36. Афоничев, Д. Н. Повышение эффективности использования автопоездов на вывозке лесоматериалов из лесосек / Д. Н. Афоничев, В. А. Морковин, С. М. Гоптарев // Актуальные направления научных исследований XXI века : Теория и практика, 2018, Том 6, № 4(40). - С. 133-139.


Войти или Создать
* Забыли пароль?