УПРАВЛЕНИЕ ВЫЕЗДНЫМ ТРАНЗИТОМ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ КАК СЕРВИС МОБИЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается специализированная подсистема интеллектуальных транспортных систем, осуществляющая управление движением на участках примыкании к объектам притяжения транспортного потока через информирование о месте и времени комфортного ожидания и выезда из этого объекта. Данная подсистема, в свою очередь, рассматривается как система мотивационного управления выездным транзитом с эффективностью использования, оцениваемой с помощью микромоделирования в программе Aimsun.

Ключевые слова:
МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ОБЪЕКТ ТРАНСПОРТНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

Современное развитие транспортной и дорожной инженерии направлено на проектирование универсальных транспортных систем, объединяющих задачи управления мобильностью. Устойчивое развитие территорий невозможно представить без соответствующего транспортного информационного наполнения, включающего в себя сервисы интеллектуальных транспортных систем. Управление транспортным спросом и мобильностью, основанное на сервисном подходе – будущее транспортных систем, влияющее на качество развития общества. Осознанной перспективой проектов интеллектуальных транспортных систем (ИТС) служит предоставление участникам дорожного движения информации, побуждающей их к определённому действию, результатом чего является пространственное или временное перенаправление транспортных потоков.

Цифровизация общественной жизни формирует новый социальный запрос к транспортной отрасли, предполагающий качественные инфраструктурные и нормативные изменения, позволяющие обеспечивать время в пути как безусловно полезное. Удовлетворение спроса на мобильность обуславливает необходимость исключения задержек транспортных средств не только на сети автомобильных дорог, но и в зонах выезда участников дорожного движения – пользователей объектами транспортного притяжения (ОТП). Так как прерывание требуемой интенсивности движения этих пользователей должно происходить с минимальной нагрузкой на примыкающие городские магистрали, то одним из современных методов организации дорожного движения является управление выездным транзитом. Рассматриваемая система формируется в целях предупреждения снижения пропускной способности автодороги в зоне действия этого объекта и не предназначена для снижения суммарной интенсивности транспортного потока на выезде из объекта. Она обеспечивает только временное перераспределение выездных потоков участников дорожного движения из ОТП и согласование моментов этих выездов в соответствии с текущим (и прогнозным) уровнем загрузки основной магистрали. Данный метод реализуется с помощью системы мотивационного информирования пользователей объекта притяжения транспортных потоков. Регулирование выезда осуществляется на основе предоставления актуальной информации с помощью современных динамических табло [1, 2].

Начало исследований методов управления транспортными потоками на выездах на автомагистраль приходится на 60-е годы ХХ века, а после 2000-х годов наблюдается их активное развитие в США, Китае, Нидерландах, Греции, Франции, Италии. Научный вклад в развитие указанных методов внесли Papageorgiou M., Papamichail I., Sacone S., Siri S., De Schutter B., Liang X., Horowitz R., Hou Z., Knoop V. L. По данным базы Scopus решения по управлению транспортными потоками на выездах на автомагистраль, отнесенные к инженерной отрасли знаний, составили более 46 %, к информатике – более 22 % [3-14].

Тяготея в своем размещении к магистральным улицам и дорогам, крупные торговые комплексы являются объектами притяжения большого количества посетителей. Недостаточная оценка особенностей функционирования торговых центров приводит к значительному ухудшению условий движения транспорта на прилегающей улично-дорожной сети, образованию заторов.

Также следует отметить, что до 95 % посетителей торговых комплексов пользуются личным транспортом, и задача организации движения к объектам массового тяготения достаточно сложна. А для успешного функционирования и торгового центра и улично-дорожной сети необходимо обеспечить пребывание посетителей требуемой интенсивности с минимальной нагрузкой на городские магистрали [15-18].

 

Список литературы

1. Устинов, А. Н.. Разработка методики мотивационного управления выездом на магистраль из объекта транспортного притяжения : диссертация ... канд. техн. наук : 05.22.01 / А. Н. Устинов. - Москва, 2015. - 170 с.

2. Zhankaziev, S. (2017). Current trends of road-traffic infrastructure development. Paper presented at the Transportation Research Procedia, 20 731-739. DOI :https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.01.118.

3. Han Y., Ramezani M., Hegyi A., Yuan Y., Hoogendoorn S. (2020). Hierarchical ramp metering in freeways : An aggregated modeling and control approach. Transportation Research Part C : Emerging Technologies, 110, 1-19. DOI :https://doi.org/10.1016/j.trc.2019.09.023.

4. Jin P. J., Fang J., Jiang X., DeGaspari M., Walton C. M. (2017). Gap metering for active traffic control at freeway merging sections. Journal of Intelligent Transportation Systems : Technology, Planning, and Operations, 21(1), 1-11. DOI :https://doi.org/10.1080/15472450.2016.1157021.

5. Kan Y., Wang Y., Papageorgiou M., Papamichail I. (2016). Local ramp metering with distant downstream bottlenecks : A comparative study. Transportation Research Part C : Emerging Technologies, 62, 149-170. DOI :https://doi.org/10.1016/j.trc.2015.08.016.

6. Knoop V. L., Taale H., Meulenberg M., Van Erp P. B. C., Hoogendoorn S. P. (2018). Ramp metering with real-time estimation of parameters. Paper presented at the IEEE Conference on Intelligent Transportation Systems, Proceedings, ITSC, 2018-November 3619-3626. DOI :https://doi.org/10.1109/ITSC.2018.8569808.

7. Landman R. L., Hegyi A., Hoogendoorn S. P. (2015). Coordinated ramp metering based on on-ramp saturation time synchronization. DOI :https://doi.org/10.3141/2484-06.

8. Li Y., Chow A. H. F., Zhong R. (2019). Control strategies for dynamic motorway traffic subject to flow uncertainties. Transportmetrica B, 7(1), 559-575. DOI :https://doi.org/10.1080/21680566.2018.1447410.

9. Meshkat A., Zhi M., Vrancken J. L. M., Verbraeck A., Yuan Y., Wang Y. (2015). Coordinated ramp metering with priorities. IET Intelligent Transport Systems, 9(6), 639-645. DOI :https://doi.org/10.1049/iet-its.2014.0207.

10. Papageorgiou M., Papamichail I., Wang Y. (2019). The role of macroscopic modeling in the simulation, surveillance and control of motorway network traffic. Transport simulation : Beyond traditional approaches (pp. 3-26). DOI :https://doi.org/10.1201/9780429093258-1.

11. Pasquale C., Sacone S., Siri S. (2019). Stability analysis of controlled freeway traffic systems with different on-ramp configurations. Paper presented at the IFAC-PapersOnLine, 52(6) 13-18. DOI :https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2019.08.141.

12. Pasquale C., Sacone S., Siri S. (2017). Sustainable ramp metering for freeway traffic control. Intelligent transport systems (ITS) : Past, present and future directions. - pp. 201-230.

13. Wang L., Abdel-Aty M., Lee J. (2017). Implementation of active traffic management strategies for safety on congested expressway weaving segments. DOI :https://doi.org/10.3141/2635-04.

14. Wang X., Qiu T. Z., Niu L., Zhang R., Wang L. (2016). A micro-simulation study on proactive coordinated ramp metering for relieving freeway congestion. Canadian Journal of Civil Engineering, 43(7), 599-608. DOI :https://doi.org/10.1139/cjce-2016-0050.

15. Богачев, П. С. Транспортное обслуживание крупных торговых комплексов : дис. ... канд. техн. наук : 18.00.04 / П. С. Богачев. - Москва, 2007. - 185 с.

16. Бурков, Д. Г. Методика оценки транспортного спроса к объектам культурно-бытовой направленности на основе количественных характеристик территорий / Д. Г. Бурков // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2017. - Т. 21. № 1 (120). - С. 218-224.

17. Бурков, Д. Г. Особенности оценки транспортного спроса по трудовым, культурно-бытовым и деловым передвижениям / Д. Г. Бурков // Вестник Иркутского Государственного технического университета. - 2015. - № 12. - С.247-253.

18. Трофименко Ю. В., Якимов М. Р. Транспортное планирование: формирование эффективных транспортных систем крупных городов : монография / Ю. В. Трофименко, М. Р. Якимов. - М. : Логос, 2013. - 464 с.

19. Yu H., Auriol J., Krstic M. (2022). Simultaneous downstream and upstream output-feedback stabilization of cascaded freeway traffic. Automatica, 136. DOI :https://doi.org/10.1016/j.automatica.2021.110044.

20. Zyryanov V. (2019). Simulation network-level relationships of traffic flow. Paper presented at the IOP Conference Series : Materials Science and Engineering, 698(6) DOI :https://doi.org/10.1088/1757-899X/698/6/066049.


Войти или Создать
* Забыли пароль?