UDK 629.113 (Автомобили. Автомобилестроение)
This article discusses the characteristics that affect the reliability of training vehicles in the subsystem "Cadet-Car" (K-A), the types of possible failures of training vehicles during operation are determined. The failures of vehicles and their elements are presented, the maximum operational indicators are determined; the factors determining the level of reliability of motor vehicles that are necessary for performing exercises at the initial stage of practical training in the training center are reflected.
RELIABILITY, TRAINING VEHICLE, MAINTENANCE AND REPAIR, OPERATIONAL CHARACTERISTICS.
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
Для достижения высоких эксплуатационных показателей учебных транспортных средств (УТС) в системе профессиональной подготовки в учебном центре кандидатов в водители (в подсистеме «Курсант-Автомобиль») является разработка комплексных мероприятий по совершенствованию и развитию ремонтной базы, повышение качества ремонта и технического обслуживания. В условиях научно-технической революции разрабатываются и внедряются в ремонтное производство новые виды термической и механической обработки изношенных деталей [1], создаются новые оригинальные конструкции приспособлений и приборов, обеспечивающих без разборную оценку технического состояния эксплуатируемой техники, что позволяет спрогнозировать остаточный ресурс [2-4].
Требования к техническому обслуживанию учебных транспортных средств развивается на сегодняшний день очень медленно и базируется на «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», и нормативных документах, регламентирующих производственно-хозяйственную деятельность учебных центров по подготовке курсантов автотранспортных средств, при этом качество эксплуатируемых показателей необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения определяется способностью выполнять заданные функции в исправном состоянии [5-10].
Связь между наработкой УТС и ее техническим состоянием носит случайный характер, поэтому все виды восстановления работоспособности следует проводить по потребности, в зависимости от технического состояния, при техническом обслуживании (рис. 1) работы выполняются принудительно и зависят от величины наработки.
Рисунок 1 – Операции технического обслуживания учебных транспортных средств
Основными типами учебных транспортных средств по соответствующим категориям «В», «С», «D» являются легковые, грузовые, автобусы отечественного и зарубежного производства, которые выпускаются в настоящее время и применяются в учебном процессе в системе профессиональной подготовки водительских кадров.
2 Материал и методы
К основным параметрам технико-эксплуатационных показателей работы УТС относят: время, отводимое для выполнения учебных упражнений на закрытой площадке, и управление транспортным средством в режиме реального дорожного движения (tзп, tдд); коэффициент выпуска УТС на маршрут (α); средняя скорость движения в зависимости от выбора передачи КПП (vср); суточный и годовой пробег (Lс, Lг); автомобиле часы эксплуатации в год (Ач).
Производственным расчетом работы УТС является годовой (суточный) пробег и определяется выражением (1), (2)
Учебные центры могут вводить и другие эксплуатационные показатели (прямые затраты) в зависимости от составляющих расходов на обслуживание и ремонт УТС, а также затраты, связанные с расходами на топливо, эксплуатационные материалы, амортизацию и др.
Согласно действующей программы подготовки водителей [11] категории «В» установлено, что время, отводимое для первоначального обучения составляет 18 часов, в условиях дорожного движения по учебным маршрута 38 часов, при этом средняя скорость движения курсантов составляет 15-18 км/ч, как правило движение осуществляется на завышенных оборотах коленчатого вала, приводя к повышенному расходу топлива и смазочных материалов, а как следствие выхода из строя узлов и агрегатов УТС, что приводит к постепенному снижению уровня надежности при работе вызывая появление отказов или потерю работоспособности таблица 1.
1. Novikov, A. N. Nanotechnologies and nanomaterials in automobile repair manufacturing / A. N. Novikov, E. V. Ageev, E. V. Ageeva, S. Pikalov // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Ser. "International Scientific and Practical Conference Environmental Risks and Safety in Mechanical Engineering, ERSME 2020" - 2020. - pp. 012015.
2. Ageev, E. V., Kudryavtsev A. L., Sevostyanov A. L. Improving the efficiency of automobile engines operation through the use of technical endoscopy // World of Transport and Technological Machines - 2013 No. 3 (42). - S. 31-39.
3. Ageev, E. V. Production management and logistics in road transport / E. V. Ageev, A. V. Shcherbakov // Kursk: University book. - 2015. - 174 p.
4. Ageeva, E. V. Production of maintenance and repair of vehicles in special conditions / E. V. Ageeva, E. V. Ageev, A. N. Novikov // Kursk: YuZGU, - 2019. - 212 p.
5. Ageev, E. V. Analysis of the technical condition and equipment of training vehicles / E. V. Ageev, E. S. Vinogradov // Modern automotive materials and technologies - 2021. - P. 14-17.
6. Vlasov, V. M. Maintenance and repair of automobiles / V. M. Vlasov, S. V. Zhankaziev, S. M. Kruglov. - M.: Academy, - 2017. - 432 p.
7. Afanasiev, L. L., Dyakov, A. B., and Ilarionov, V. A., Structural safety of a car. - M. : Mashinostroenie, - 1983. - 212 p.
8. Gudkov, V. A. Training of drivers of passenger vehicles and road safety / V. A. Gudkov, V. N. Fedotov, R. A. Zhirkov, E. V. Bogdanova // Life safety. - 2008. - No. 2. - C. 12-15.
9. Kukhta, V. S. Technical condition of vehicles and its impact on road safety / V. S. Kukhta, E. M. Dzhanaliev // Young scientist. - 2017. - No. 6 (140). − S. 51-55.
10. Napolsky, G. M. Technological design of motor transport enterprises and service stations / G. M. Napolsky - M .: Transport, -1993. - 271 p.
11. Order No. 808 “On approval of exemplary vocational training programs for drivers of vehicles of the relevant categories and subcategories” dated November 8, 2021.
12. Bakulov, P. A. Automation of the formation of an application for the repair of private passenger vehicles through remote interaction between the client and the service station / Bakulov P. A. // Innovations and investments. - 2014. - No. 4. - P. 135-138.
13. Shatunova, O.V., Iskandarova G.K. Driver’s reliability as a factor of road safety // Transport business of Russia. - 2016. - No. 3 (124). - S. 116-118.
14. Shcherbinin, Yu. F. Science and traffic safety / Yu. F. Shcherbinin // Motor transport enterprise. - 2011. - No. 3. - S. 51-53.
15. Rothe, J. P. Driving lessons: exploring systems that make traffic safer Edmonton / J. P. Rothe // University of Alberta Press, - 2002. - 32 p.
16. Konoplyanko, V. I. Fundamentals of driving and traffic safety / V. I. Konoplyanko, S. V. Ryzhkov, Yu.
17. Mnatsakanova, V. G. Brief review of key technological innovations in the automotive industry / V. G. Mnatsakanova // Issues of innovative economics. - 2019. - Volume 9. - No. 4.
18. Baskov, V. N. On the assessment of the efficiency of using a car / V. N. Baskov // Actual problems of economics and transport. - 2001. - No. 2. - S. 131-134.
19. Arinin, I. N. Technical operation of cars / I. N. Arinin, S. I. Konovalov, Yu. V. Bazhenov - Rostov n / D: Phoenix, - 2007. - 314 p.
20. Rotenberg, R. V. Fundamentals of reliability of the system driver - car - road - environment: textbook for universities / R. V. Rotenberg. - M. : Mashinostroenie, - 1986. - 216 p.