СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕТИ МАГИСТРАЛЬНЫХ ВЕЛОДОРОЖЕК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрен алгоритм планирования сети магистральных велодорожек в крупных городах, позволяющий повысить надежность принимаемых решений по развитию транспортной инфраструктуры в условиях неопределенности закономерностей формирования велопотоков.

Ключевые слова:
КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ, QGIS, ВЕЛОДОРОЖКА, БУФЕРНАЯ ЗОНА, ОБЪЕКТ ПРИТЯЖЕНИЯ
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

Велосипедная инфраструктура в России развивается зачастую бессистемно, что обусловлено неопределенностью закономерностей формирования велопотоков, что не позволяет объективно оценить потенциальный эффект от ее развития [3].

Существуют и систематически пополняются методические пособия, государственные стандарты, и другие материалы, которые касаются технических вопросов построения велодорожек и других дорожных объектов [13, 16]. Однако существует несколько вопросов, которым уделяется мало внимания – где проектировать велосипедные маршруты и как обосновать правильность этого решения? Предложенные рядом исследователей показатели мониторинга развития велосипедной инфраструктуры и способы оценки ее эффективности, зачастую рассматривают территории с частично сложившейся инфраструктурой с единой велотранспортной сетью или отдельные веломаршруты и требующие большого массива необходимой информации [1-5, 17-20].

Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования в области формирования велопотоков, анализировать данные о количестве велосипедистов и их маршрутах движения, учитывать особенности территории и городской среды [6, 9-12, 14-15]. Также важно проводить широкую консультационную работу с населением и велосипедистами, чтобы учитывать их потребности и мнения при проектировании велосипедных маршрутов [7-8].

 

2 Материалы и методы

 

При проведении исследования авторы исходили из постулата, что существуют объекты, формирующие корреспонденцию и объекты её поглощающие – точки притяжения населения. Зная их местоположение, можно создать теоретическую сеть маршрутов, которая соединяла бы данные объекты по кратчайшим путям, используя улично-дорожную сеть города. В качестве объекта исследования авторами выбрана территория города Краснодар. В качестве инструмента для проведения исследования использовалась геоинформационная система QGIS позволяющая проводить анализ векторных объектов, а также набор стандартных инструментов и плагинов данной программной среды.

 

3 Результаты исследований

 

Алгоритм планирования сети магистральных велодорожек включает следующие этапы.

С помощью геоинформационной системы QGIS и открытых источников, на карту города были помещены объекты, поглощающие и создающие корреспонденцию: жилые комплексы высокой плотности, университеты и институты, колледжи, парки и другие рекреационные зоны (рис.1).

 

Рисунок 1 – Исходные данные для планирования

 

Далее был составлен расчёт корреспонденции по кратчайшим путям между объектами. Затем были выявлены участки улично-дорожной сети с различной плотностью связей и нанесены на карту (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Карта плотности корреспонденции

 

Улицы, предполагаемые для включения в сеть, были рассмотрены без учёта возможности приложения велосипедной дорожки или велосипедной полосы в принципе. Следующим шагом было построение предварительного каркаса магистральных велосипедных дорожек по улицам с максимальным количеством связей, а именно: ул. Ростовское шоссе, ул. Красная, ул. Северная, ул. Ставропольская, ул. Красных Партизан, ул. Уральская, ул. Проспект Чекистов, ул. Российская, ул. Западный обход (рис. 3). Общая протяжённость составила 110 километров.

 

Рисунок 3 – Каркас магистральных велосипедных дорожек вариант №1

 

В виду того, что обустройство такой сети велодорожек, в сложившиеся городских условиях застройки, затруднительно и достаточно дорогостоящее, был создан второй вариант каркаса (рис. 4). В целях оптимизации, были убраны некоторые участки, которые дублировались и располагались близко друг к другу. По итогу, общая протяжённость составила 82,7 километров.

 

Рисунок 4 – Каркас магистральных велосипедных дорожек вариант №2

 

Получившаяся сеть позволяет в целом удовлетворить потребность велосипедистов, однако предполагается, что она должна в будущем развиваться и дополняться второстепенными велосипедными дорожками, которые будут заполнять территории, не обсуживающиеся основными маршрутами. На рис. 5 представлен каркас сети с буферной зоной обслуживания (менее 10 минут езды на велосипеде или 600 метров).

 

Рисунок 5 – Зона обслуживания магистральных велодорожек

 

4 Обсуждение и заключение

 

При оценке возможности проектирования велосипедной инфраструктуры необходимо определить основные критерии ее эффективности:

1. Безопасность. Включает в себя разработку и строительство отдельных велосипедных дорожек, ограничения скорости движения автомобилей на улицах, установки светофоров и знаков, которые обеспечивают безопасность велосипедистов на дороге. Также важно проводить обучение велосипедистов правилам дорожного движения и контролировать их соблюдение. Кроме того, необходимо увеличить количество мест для парковки велосипедов и обеспечить безопасность при их хранении. Все эти меры помогут создать безопасную и комфортную среду для велосипедистов и способствовать развитию велосипедной культуры в городе.

2. Последовательность. Веломаршруты должны связывать между собой основные объекты тяготения, которые формируют велосипедные потоки. При этом велосипедная инфраструктура должна быть не прерывающейся, и позволяющей выбирать оптимальные маршруты передвижения. Также важно обеспечить доступность велосипедной инфраструктуры для всех групп населения, включая людей с ограниченными возможностями. Для этого можно использовать специальные адаптированные велосипеды и оборудование для перевозки велосипедов на общественном транспорте.

3. Равномерность и прямолинейность. Возможность двигаться по велодорожкам с оптимальной постоянной скоростью, минимизировать количество пересечений с проезжей частью улиц и дорог. Также важно предоставить велосипедистам достаточно места на дорогах и обеспечить безопасность их движения. Для этого можно использовать разметку велосипедных дорожек и установку специальных светоотражающих элементов на велосипедах.

4. Привлекательность для пользователей. Необходимо проводить информационную работу среди населения о преимуществах использования велосипедов как средства транспорта, а также о правилах безопасности при езде на велосипеде. С помощью велосипедного транспорта должен быть обеспечен доступ к основным бытовым и социальным объектам, перемещение на велосипеде должно быть максимально комфортным, удобным, эстетичными беспроблемным.

5. Удобство. Состояние покрытия велодорожек не должно причинять неудобств велосипедистам. Так же должно быть большого количества участков, где необходимо перемещаться пешком (например, пересечения с проезжей частью).

Представленный метод стратегического планирования сети магистральных велодорожек в крупных городах может применяться достаточно эффективно, так как он не требует больших вычислительных мощностей, капиталовложений и специальной подготовки необходимой информации. Данный метод позволяет на этапе планирования мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры повысить надежность принимаемых решений и их научную обоснованность.

В целом, развитие велотранспорта является важным направлением для создания устойчивого городского транспорта и улучшения качества жизни горожан. Он помогает уменьшить загрязнение окружающей среды, сокращает пробки на дорогах и способствует здоровому образу жизни. Однако для достижения этой цели необходимо проводить комплексные меры по развитию велосипедной инфраструктуры, повышению безопасности движения велосипедистов и информированию населения о преимуществах использования велосипедов, поддерживать и развивать велосипедную инфраструктуру в городах и создавать благоприятные условия для ее использования.

Список литературы

1. Велотранспортная инфраструктура Москвы: система показателей мониторинга раз-вития / Н. Киреева, Д. Завьялов, О. Сагинова, Н. Завьялова // Логистика. - 2019. - № 10(155). - С. 28-32.

2. Галышев, А. Б. Оценка приспособленности веломаршрута до и после создания велотранспортной инфраструктуры на примере города Красногорска / А. Б. Галышев, С. Г. Аракелян // European Journal of Natural History. - 2020. - № 1. - С. 72-75.

3. Гришина, О. А. Перспективный методический подход к выявлению зон с наибольшим потенциалом для развития велотранспортной инфраструктуры города / О. А. Гришина, А. И. Гришин, И. А. Строганов // Статистика и Экономика. - 2022. - Т. 19, № 6. - С. 10-20. - DOIhttps://doi.org/10.21686/2500-3925-2022-6-10-20.

4. Шилов, В. А. Внедрение экологичной велотранспортной инфраструктуры в современных городах / В. А. Шилов, А. А. Игнатьев // Экологические аспекты современных городов : Сборник материалов VIII межрегионального семинара, Иваново, 22 декабря 2021 года. - Иваново: Ивановский государственный политехнический университет, 2022. - С. 36-42.

5. Шарова, И. Д. Алгоритм проектирования городской велотранспортной инфраструк-туры / И. Д. Шарова // Градостроительство и архитектура. - 2018. - Т. 8, № 3(32). - С. 117-123. - DOIhttps://doi.org/10.17673/Vestnik.2018.03.22.

6. Жегалина, Г. В. Рационализация планировочной организации территории города с учетом размещения велотранспортной инфраструктуры / Г. В. Жегалина, Э. В. Жегалина, И. В. Маркин // . - 2016. - № 1(41). - С. 72-83.

7. Павлова, И. Д. Пространственная многокритериальная оценка улично-дорожной сети как метод определения комфортности велосипедной поездки / И. Д. Павлова // . - 2018. - № 2. - С. 1-11.

8. Лобанова, А. С. Значение развития велотранспотрной инфраструктуры в городских условиях / А. С. Лобанова // Теоретические и практические аспекты развития современной науки: теория, методология, практика : Сборник научных статей по материалам VI Между-народной научно-практической конференции, Уфа, 16 ноября 2021 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. - С. 312-317.

9. Семенда, Е. С. Формирование велосипедной и пешеходной инфраструктуры современного города / Е. С. Семенда, В. В. Сидорова // Дни науки крымского федерального университета им. В.И. Вернадского : сборник трудов IV Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых, Симферополь, 10-17 октября 2018 года / Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. - С. 23-26.

10. Лебедева, К. С. Анализ существующей велоинфраструктуры в Г. Новосибирске / К. С. Лебедева, П. Ю. Бугаков // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2020. - Т. 6, № 2. - С. 3-7. - DOIhttps://doi.org/10.33764/2618-981X-2020-6-2-3-7.

11. Шалыгина, Д. О. Развитие велотранспортной сети городской территории (на мате-риалах города Тюмени) / Д. О. Шалыгина, А. А. Матвеева // Актуальные вопросы науки и хозяйства: новые вызовы и решения : Сборник материалов LI Международной студенческой научно-практической конференции, Тюмень, 16 марта 2017 года. Том Часть 1 . - Тюмень: Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. - С. 166-168.

12. Павлова, И. Д. Велотранспортная инфраструктура как оптимальный способ восприятия города / И. Д. Павлова // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство : сборник статей 74 международной научно-технической конференции / Самарский государственный технический университет : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2017. - С. 249-254.

13. Велосипедный транспорт в городах / Ю. В. Трофименко, С. В. Шелмаков, С. О. Зеге, Е. В. Шашина. - Москва : Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), 2020. - 154 с.

14. Перспектива автоматизации проектирования велоинфраструктуры городов с целью интеграции транспортных потоков сервисов доставок / Д. А. Коротыхин, А. В. Баните, Е. П. Кукушкина [и др.] // Автоматика на транспорте. - 2022. - Т. 8, № 3. - С. 296-306. - DOIhttps://doi.org/10.20295/2412-9186-2022-8-03-296-306.

15. Евтюков, С. С. Оценка влияния велосипедной инфраструктуры города на безопасность дорожного движения велосипедистов / С. С. Евтюков, И. С. Брылев, М. М. Блиндер // Мир транспорта и технологических машин. - 2022. - № 3-2(78). - С. 76-84. - DOIhttps://doi.org/10.33979/2073-7432-2022-2(78)-3-76-84.

16. Методика оценки уровня обслуживания велосипедного движения / В. Н. Мячин, В. А. Флячинский, В. В. Шуляев, М. Г. Кондрашкин // . - 2021. - № 1-2(92-93). - С. 68-70.

17. Лебедева, К. С. Разработка методики создания геоинформационной системы для анализа велоинфраструктуры в Г. Новосибирске / К. С. Лебедева, П. Ю. Бугаков // . - 2021. - Т. 26, № 4. - С. 55-64. - DOIhttps://doi.org/10.33764/2411-1759-2021-26-4-55-64.

18. Ролдугина, М. В. Проект по разработке системы велодорожек в городе Липецке / М. В. Ролдугина // Журналистика и география : Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 18-19 марта 2022 года. Том II. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. - С. 88-94.

19. Добровольская, А. А. Особенности проектирования велодорожек в Санкт-Петербурге на основе анализа опыта стран балтийского региона / А. А. Добровольская // Системный анализ и логистика. - 2020. - № 4(26). - С. 122-130. - DOIhttps://doi.org/10.31799/2007-5687-2020-4-122-130.

20. Лавренец, И. С. К вопросу формирования велотранспортной инфраструктуры в крупных городах / И. С. Лавренец, И. С. Сенин // Актуальные вопросы организации автомобильных перевозок, безопасности движения и эксплуатации транспортных средств : Сборник научных трудов по материалам XVI Международной научно-технической конференции, Саратов, 16 апреля 2021 года. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2021. - С. 14-17.


Войти или Создать
* Забыли пароль?