АВТОМАТИЗАЦИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОГРАММ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Критерием оптимальности транспортного процесса является минимум простоев и максимум коэффициента использования пробега. Целью маршрутизации является определение маршрутов грузовых перевозок, обеспечивающих полное выполнение поставленной задачи по объему и номенклатуре грузов, а также достижение максимальной загруженности на километр. В статье предлагается применить логистический подход в форме оцифровки транспортного процесса.

Ключевые слова:
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ, АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ, ПРОБЕГ, МАРШРУТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗКИ, ЛОГИСТИКА
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

Важнейшей задачей оптимизации транспортного процесса является составление рациональных маршрутов. Критерием оптимальности является: минимум простоев и максимум коэффициента использования пробега при перевозке определенного объема груза.

Цель маршрутизации грузовых перевозок заключается в определении маршрутов грузовых перевозок, обеспечивающих полное выполнение поставленной задачи по объему и номенклатуре грузов, и достижение максимальной загруженности на километр [1-6].

Количество простоев автомобилей увеличивается без системы оцифровки. Более 50 % от общего пробега автомобиля за смену приходится на холостой ход или на превышение пробега
[7-10]. Причины такой ситуации заключаются в следующем [1-3, 11-14]:

1) автомобили возвращаются в гараж (после каждой поездки автомобиль на холостом ходу отправляется на базу для регистрации и получения следующей заявки);

2) каждый свободный автомобиль получает заявку (при распределении заявок не учитывается, как далеко находится свободное автотранспортное средство (АТС) от клиента);

3) заявки распространяются вручную (существует высокий риск ошибок, неоптимального распространения или предвзятого распространения заявок логистами);

4) водитель сам выбирает маршрут (водитель может выбрать длинный маршрут неосознанно или намеренно);

5) цель поездки не всегда известна (водители и клиенты могут использовать транспорт в личных целях).

В данной статье предлагается применить логистический подход в форме оцифровки транспортного процесса. Необходимо проанализировать автоматизированные программы, которые помогают сократить количество непродуктивных запусков, и выбрать подходящую.

 

2 Материалы и методы

 

В 2022 году началось активное внедрение электронного документооборота в сфере грузовых перевозок [13, 15].

Оцифровку логистики следует понимать не только как электронный документооборот и не только как сферу грузоперевозок. Логистика включает в себя закупку, транспортировку, продажу и хранение товаров, а также управление финансовыми и информационными потоками, связанными с ними [10-15]. Цифровые технологии помогают управлять закупками и цепочками поставок, оптимизировать хранение, а также передавать информацию о перемещении товаров и передаче запасов от продавца к покупателю тем, для кого эта информация предназначена. На рис. 1 показаны задачи, которые решает цифровизация логистики. Цифровизация включает в себя три направления (рис. 2).

 

Рисунок 1 – Задачи, решаемые цифровизацией логистики

 

Схема перевозки грузов автомобильным транспортом

 

Рисунок 2 – Направления цифровизации грузоперевозок

На рынке ИТ-услуг существует определенный перечень программных решений, позволяющих транспортным компаниям рассчитывать маршруты доставки заказов клиентам. Данные программные продукты позволяют эффективно планировать маршруты и график движения транспортных средств, оптимально распределять нагрузку между всем автотранспортом, отслеживать местонахождение машин и водителей, а также формировать план-факт выполненных маршрутов. ИТ-решения позволяют уменьшить затраты на перевозки и доставку (за счет эффективного планирования маршрутов) и улучшают качество обслуживания своих клиентов (за счет быстрой и спланированной доставки грузов и товаров).

Для сравнения были выбраны программы маршрутизаторы грузоперевозок, которые представлены ниже.

1. Яндекс Маршрутизация (рис. 3). Это сервис для автоматического распределения заказов между транспортными средствами (или пешеходами) и составления маршрутов для каждого из них. В процессе распределения общее время и расстояние или специальная целевая функция общих затрат сводятся к минимуму. Алгоритм учитывает более 50 параметров: виды транспорта, временные интервалы, параметры планирования, дополнительные ограничения и т.д.; создает оптимальные маршруты выполнения заказов с учетом интервалов доставки, времени обслуживания, текущих заторов на дорогах и прогноза движения, а также выравнивает маршруты – равномерное распределение по количеству точек по продолжительности маршрута. Создает точные маршруты для 1000 точек за 15 минут.

 

 

Рисунок 3 – Яндекс Маршрутизация

 

2. 1С: ТЛЭ КОРП (рис. 4). Данная программа включает в себя алгоритм очередей, алгоритм Кларка-Райта и фиксированные маршруты (рис. 5).

 

Рисунок 4 – 1С: ТЛЭ КОРП

 

 

Рисунок 5 – Алгоритмы, применяемые в программе 1С: ТЛЭ КОРП

 

3. Delans Маршрутизация. Этот алгоритм использует общую начальную точку транспортного средства или конечную точку. Алгоритм минимизирует пробег транспортного средства, учитывает грузовые и габаритные ограничения, типы грузов и график движения транспортного средства. При создании маршрутов можно учитывать географические ограничения и группировку точек в пределах заданного радиуса и исключать длительные поездки в удаленные пункты доставки. Результатом маршрутизации может быть как равномерное распределение заказов, так и уменьшение количества транспортных средств с максимальной нагрузкой.

4. Муравьиная логистика (рис. 6). Программа позволяет получать данные о времени и расстоянии, заказе и расписании посещений пунктов доставки. Расчет маршрута минимален по цене и сбалансирован по протяженности и времени, а также оптимизирует стоимость проезда и рассчитывает стоимость использования транспортного средства на маршруте. Автоматически выбирается количество автомобилей, необходимое для доставки товаров, чтобы обеспечить более оптимальную загрузку автомобиля.

 

Рисунок 6 – Муравьиная логистика

 

В таблице 1 представлены карты, которые поддерживает каждая программа, а в таблице 2 показаны параметры для расчета маршрутов. В таблице 3 приведены параметры транспортных средств, которые учитываются в каждой программе, а в таблице 4 – учет транспортных заторов и опозданий.

Выбор систем маршрутиризации должен выполняться заказчиком системы, исходя из необходимых параметров и особенностей именно конкретного бизнеса. Ключевой фактор выбора – не стоимость решения, а функции, задачи и бизнес-процессы, покрывающие данный продукт.

 

Таблица 1 – Поддержка навигационных карт

Продукт

Карты

Яндекс Маршрутизация

Яндекс.Карты

1С: ТЛЭ КОРП

OpenStreetMap, Ингит, Яндекс.Карты

Delans Маршрутизация

OpenStreetMap, Яндекс.Карты

Муравьиная логистика

Яндекс.Карты, OpenStreetMap, 2gis map, Visicom и др.

 

Таблица 2 – Режим оптимизации

Продукт

Режим оптимизации

Яндекс. Маршрутизация

По стоимости, по времени, по расстоянию

1С: ТЛЭ КОРП

По стоимости, по времени, по расстоянию

Delans Маршрутизация

По времени, расстоянию, равномерно по ТС, оптимально по ТС с учетом загрузки, минимизация ТС

Муравьиная логистика

Минимальный по цене, сбалансированный по цене и времени, по тарификации ТС и расчету стоимости, использования ТС по маршруту.

 

 

 

 

Таблица 3 – Параметры транспортного средства

Продукт

Параметры транспортного средства

Яндекс Маршрутизация

  • Виды транспорта: автомобильный, общественный и пешие курьеры.
  • Приоритеты разных видов транспорта (собственного или привлеченного).
  • Поддержка нескольких смен, нескольких рейсов в день.
  • Возврат на склад в конце смены.
  • Количество доступных мест для загрузки.
  • Стоимость работы ТС/простоя.
  • Стоимость выезда в рейс.

1С: ТЛЭ КОРП

Алгоритм Очередей

  • Разрешенные типы ТС.
  • Вид транспорта.
  • Учитывать в приоритете собственный транспорт.
  • Весогабаритные характеристики ТС: грузоподъемность, объем кузова, минимальный объем и вес груза, минимальное и максимальное количество упаковок.
  • Выезд и возвращение ТС.

Алгоритм Кларка-Райта

  • Разрешенные типы ТС.
  • Вид транспорта.
  • Ограничения по минимальной загрузке ТС.
  • Коэффициент загрузки кузова по объему, по весу.
  • Весогабаритные характеристики ТС.
  • Выезд и возвращение ТС.

Фиксированные маршруты

  • Вид транспорта.
  • Объем кузова и грузоподъемность ТС.
  • Учет максимального количества упаковок ТС.
  • Коэффициент загрузки кузова по объему, по весу.

Delans Маршрутизация

  • Вид транспорта.
  • Поддержка нескольких смен, нескольких рейсов в день.
  • Возврат на склад в конце смены
  • Количество доступных мест для загрузки.
  • Весогабаритные характеристики ТС: грузоподъемность, вместимость, габариты.
  • Время работы.

Муравьиная логистика

  • Тип ТС.
  • Весогабаритные характеристики ТС: грузоподъемность, вместимость, габариты.
  • Время работы.

 

Яндекс. Маршрутизация и Delans Маршрутизация подходит и для курьерских, и для торговых компаний, в том числе интернет-магазинов, дистрибьюторских и транспортных компаний. 1С: ТЛЭ КОРП целесообразно использовать для транспортно-экспедиционных компаний с необходимостью учета затрат на ГСМ и обслуживание автопарка. Муравьиная логистика перспективна для транспортных и торговых компаний.

Для 1С: ТЛЭ КОРП было рассмотрено 3 бесплатных алгоритма маршрутизации в одной системе. В том числе, можно подключить и Яндекс Маршрутизация (по тарифам сервиса), что дает возможность выбрать определенный алгоритм под разные задачи. Другие решения, Яндекс Маршрутизация и Муравьиная логистика, имеют определенные алгоритмы, которые подойдут конкретным бизнесам, но могут не учитывать особенности перевозок других компаний такие, как, например, мультимодальные перевозки. Delans Маршрутизация учитывает многие параметры в алгоритме, в том числе и есть возможность подключить Яндекс Маршрутизация, что удобно, имея возможность выбрать необходимый.

 

Таблица 4 – Учет транспортных заторов и опозданий

Продукт

Учет транспортных заторов и опозданий

Яндекс Маршрутизация

  • Прогноз загруженности дорог по 150 параметрам с дискретностью 5 минут.
  • Учет перекрытий дорожных работ, ДТП.
  • Ограничения на движение типов техники.
  • Штрафы за опоздания.
  • Учет и исключение платных дорог.
  • Поддержка специальных транспортных зон.

1С: ТЛЭ КОРП

  • Категорийность дорог.
  • Направление движения и разметка.
  • Ограничения скорости.
  • Прогноз загруженности дорог.
  • Штрафы за опоздания.

Delans Маршрутизация

  • Учет опозданий.

Муравьиная логистика

  • Категорийность дорог.
  • Направление движения и разметка.
  • Ограничения скорости.
  • Штрафы за опоздания.

 

Если сравнивать ценообразование, тарифы сервиса Яндекс Маршрутизации не фиксированы и могут потребовать излишних платежей за дополнительные запросы. Это относится также к сервису Муравьиная логистика. Непонятно как учитывать маршруты и точки в расчете. В решениях 1С: ТЛЭ КОРП и Delans более прозрачное ценообразование, так как оплачивается стоимость коробочного решения или возможность приобретения облачного решение в аренду. Для работы нами предлагается использование программы 1С: ТЛЭ КОРП.

 

3 Результаты исследований

 

Показатель, который влияет на экономические и технические значения перевозки – пробег. Пробег делится на производительный и непроизводительный. Производительный пробег влияет на прибыль предприятия, а непроизводительный лишь увеличивает затраты перевозки. Годовой пробег автотранспортного средства определяется по формуле:

 

Lг=АДспLссДрαв, км.

           

(1)

где АДсп – списочное количество автотранспортных единиц на предприятии; Lсс – среднесуточный пробег автомобиля (км); Др – количество рабочих дней в году (дни); αв – коэффициент выпуска подвижного состава на линию.

Для изотермических фургонов марки ГАЗель NEXT:

 

Lг = 5  110  340  0,93 = 173910 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки КАМАЗ 4308:

:

Lг = 2  98  340  0,93 = 61975,2 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки Ford Transit:

 

Lг = 2  105  340  0,93 = 66402 км.

 

Производительный пробег определим по следующей формуле:

 

Lгпр=Lг*β , км.

(2)

где β – использование пробега за расчетный период (т.к. большинство маршрутов кольцевых при перевозке продовольственных товаров, среднее значение данного коэффициента – 0,64).

Получим:

Для изотермических фургонов марки ГАЗель NEXT:

 

Lгпр = 173910   0,64 = 111302,4 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки КАМАЗ 4308:

 

Lгпр = 61975,2   0,64 = 39664,13 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки Ford Transit:

 

Lгпр = 66402   0,64 = 42497,28 км.

 

При использовании программы 1С: ТЛЭ КОРП, коэффициент использования пробега вырастает с 0,64 до 0,79. Рассчитаем груженый пробег с применением 1С: ТЛЭ КОРП.

Для изотермических фургонов марки ГАЗель NEXT:

 

Lгпр (1С) = 173910   0,79 = 137388,9 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки КАМАЗ 4308:

 

Lгпр (1С) = 61975,2   0,79 = 48960,4 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки Ford Transit:

 

Lгпр (1С) = 66 402   0,79 = 52457,58 км.

 

Определим разницу в производительных пробегах автотранспортных средств.

 

Lгпр=Lггр (1С)-Lггр , км.

(3)

Для изотермических фургонов марки ГАЗель NEXT:

 

Lгпр = 137 388,9 - 111 302,4 = 26086,5 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки КАМАЗ 4308:

 

Lгпр = 48 960,4 - 39 664,13 = 9296,27 км.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки Ford Transit:

 

Lгпр = 52 457,58 - 42 497,28 = 9960,3 км.

 

Производительный пробег влияет на выполненную транспортную работу, которая в свою очередь фигурирует в формуле по нахождению себестоимости. Сравним показатели производительности до внедрения 1С: ТЛЭ КОРП и после.

 

Wрв=Lгпрqгрср , ткм.

(4)

 

 

где Wрв – выполненная транспортная работа парка автотранспортных средств (ткм); 

qгрср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля (т).

Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:

 

qгрср=QобщАсп , т.

(5)

 

 

где Qобщ – общий тоннаж автопарка (т); Асп – среднесписочное число автомобилей, (единиц).

 

qгрср = (1,53 + 1,53 + 1,53 +1,53 + 1,53 + 6,9 + 6,9 + 0,99 + 0,99) / 9 = 2,6 т

 

Для изотермических фургонов марки ГАЗель NEXT:

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 111 302,4  2,6 = 289386,24 ткм.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 137 388,9  2,6 = 357211,14 ткм.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки КАМАЗ 4308:

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 39 664,13  2,6 = 103126,74 ткм.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 48 960,4  2,6 = 127297,04 ткм.

 

Для изотермических фургонов на базе шасси марки Ford Transit:

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 42 497,28  2,6 = 110492,93 ткм.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Wрв = 52 457,58  2,6 = 136389,7 ткм.

 

Повышение производительного пробега способствовало увеличению транспортной работы.

Определим экономический эффект от внедрения 1С: ТЛЭ КОРП. Для этого необходимо рассчитать себестоимость до и после внедрения.

Затраты на перевозку до внедрения 1С: ТЛЭ КОРП – 13 351 723,24 руб.

Затраты на перевозку после внедрения 1С: ТЛЭ КОРП (с учетом стоимости программы и обучения 188000 руб.) – 13539723,24 руб.

Себестоимость составит:

 

S=ЗобщWрв , руб./ткм

(6)

 

 

где Зобщ – общие затраты (руб); Wрв – выполненная транспортная работа парка автотранспортных средств (ткм).

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

S = 13 351 723,24 / (289386,24 + 103 126,74 + 110492,93) = 13351723,24 / 503005,91 =

= 26,5 руб. / ткм.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

S = 13 539 723,24 / (357 211,14 + 127 297,04 + 136 389,7) = 13 539 723,24 / 620 897,88 =

= 21,8 руб. / ткм.

 

Доход транспортного процесса:

 

Д=TWробщ , руб.

(7)

 

 

где T – тариф за выполненную транспортную работу (30 руб / ткм).

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Д = 30  503005,91 = 15 090 177,3 руб.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Д = 30  620897,88 = 18 626 936,4 руб.

 

Прибыль транспортного процесса:

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

П=Д-Зобщ , руб.

(8)

 

 

П = 15 090 177,3 - 13 351 723,24 = 1 738 454,06 руб.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

П = 18 626 936,4 - 13 539 723,24 = 5087213,16 руб.

 

Рентабельность транспортного процесса:

 

R=ПЗобщ 100, %

(9)

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

R = (1738454,06 / 13 351 723,24)  100 = 13 %.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

R = (5 087 213,16 / 13 539 723,24) 100 = 37,6 %.

 

Срок окупаемости:

 

Сокуп=ЗобщП , лет.

(10)

 

 

До внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Сокуп = 13351723,24 / 1738454,06 = 7,7 = 8 лет.

 

После внедрения 1С: ТЛЭ КОРП:

 

Сокуп = 13539 723,24 / 5087213,16 = 2,6 = 3 года.

 

На основании экономических значений, видно, что внедрение автоматизированной системы увеличивает производительность, прибыль и рентабельность транспортного процесса.

 

4 Обсуждение и заключение

 

Проанализированные автоматизированные системы и программы для оптимизации перевозочного процесса выполняют огромный функционал, который способствует усовершенствованию транспортного процесса. По итогам анализа – рекомендована автоматизированная программа 1С: ТЛЭ КОРП, которая позволяет сокращать непроизводительный пробег автотранспортных средств, что влияет на повышение производительности транспортного процесса. В нашем примере показано, что использование 1С: ТЛЭ КОРП позволит уменьшить себестоимость и повысить рентабельность с 13 до 37 %.

Список литературы

1. Моросанова, А. А. Цифровая трансформация на транспорте: возможности развития и риски ограничения конкуренции [Текст] / А. А. Моросанова, А. И. Мелешина, О. А. Мар-кова // Современная конкуренция. - 2019. - Т.13. - № 3 (75). - С. 73-90.

2. Лопаткин, Г. А. Формирование процесса контроллинга в логистике на основе инновационных цифровых технологий [Текст] / Г. А. Лопаткин // Учет и статистика. - 2020. - № 2 (58). - С. 102-111.

3. Гребенкина, И. А. Текущее состояние и тенденции развития инфокоммуникацион-ной транспортной инфраструктуры в Российской Федерации [Текст] / И. А. Гребенкина, С. А. Гребенкина, А. Л. Благодир // Транспортное право и безопасность. - 2020. - № 1 (33). - С. 126-141.

4. Ананьева, Е. О. Проблемы цифровизации транспортной отрасли в России [Текст] / Е. О. Ананьева, П. В. Ивлев / Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 10 (173). - С. 222-224.

5. Лабутина, Е. С. Перспективы развития стратегии внедрения «умных» технологий в системах транспорта [Текст] / Е. С. Лабутина // Устойчивое развитие науки и образования. - 2019. - № 10. - С. 17-24.

6. Федотов, А. В. Региональные проблемы развития транспортно-логистической си-стемы в Российской Федерации [Текст] / А. В. Федотов, А. А. Околелых // Вопросы регио-нальной экономики. - 2021. - № 2 (47). - С. 141-147.

7. Пугачев, И. Н. Стратегия инновационного развития автомобильного транспорта [Текст] / И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов, Г. Я. Маркелов // Автомобильный транспорт Даль-него Востока. - 2018. - № 1. - С. 238-241.

8. Покровская, О. Д. Автоматизация проектирования логистических цепей и их эле-ментов в свете цифровизации транспортной отрасли России [Текст] / О. Д. Покровская, Е. С. Куликов // Вестник транспорта. - 2020. - № 1. - С. 16-20.

9. Евстигнеев, И.А. Инфокоммуникационные сервисы на автомобильных дорогах [Текст] / И. А. Евстигнеев, В. В. Шмытинский // Транспорт Российской Федерации. - 2021. - № 5-6 (96-97). - С. 38-42.

10. Пустохин, Д. Телематические решения как инструмент совершенствования орга-низации грузоперевозок [Текст] / Д. Пустохин, А. Александрова, К. Любко // Логистика. - 2020. - № 5 (162). - С. 26-30.

11. Макеев, В. А. Порядок определения экономической эффективности развития транспорта в условиях применения цифровых технологий [Текст] / В. А. Макеев, Н. А. Ко-валева, Т. С. Лисицкая // Финансовая экономика. - 2019. - № 12.

12. Мачерет, Д. А. Транспорт и модернизация: теоретические аспекты взаимного влияния [Текст] /Д. А. Мачерет // Транспорт Российской Федерации. - 2021. - №3 (94). - С. 3-8.

13. Жуковская, И. Ф. Совершенствование систем перемещения грузов: необходи-мость дальнейшей цифровизации / И. Ф. Жуковская, М. А. Тобиен [Текст] // Проблемы тео-рии и практики управления. - 2022. - № 3. - С. 52-71.

14. Кильдишев, А. А. Определение эффективности общественного транспорта путем опроса населения / А.А. Кильдишев, Д.С. Рябчиков, В.В. Терентьев, К.П. Андреев // В сбор-нике: Приоритетные направления инновационного развития транспортных систем и инже-нерных сооружений в АПК. Материалы международной студенческой научно-практической конференции (Рязань, 17 февраля 2021 г.). - Рязань: РГАТУ, 2021. С. 217-220.

15. Шемякин, А. В. Комплексная цифровизация на предприятиях автомобильного транспорта: перспективы внедрения [Текст] / А. В. Шемякин, А. Б. Мартынушкин, О. В. Ло-зовая, Н. Н. Пашканг, В. В. Терентьев // Грузовик. - 2023. - № 6. - С. 30-34.


Войти или Создать
* Забыли пароль?