ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРРОЗИИ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ МАШИН НА КОНЦЕНТРАЦИЮ НАПРЯЖЕНИЙ В ПОВЕРХНОСТНОМ СЛОЕ МАТЕРИАЛА ДЕТАЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изложены результаты исследования влияния коррозии поверхности детали после механической обработки лезвийным инструментом на показатель прочности материала детали, характеризуемый концентрацией напряжений в поверхностном слое материала деталей – эффективным коэффициентом концентрации напряжений. Представлена расчетная зависимость и результаты расчета с оценкой степени изменения влияния коррозии на шероховатость поверхности и ее влияние на изменение коэффициента концентрации напряжений.

Ключевые слова:
ОБРАБОТКА РЕЗАНИЕМ, ПОВЕРХНОСТНЫЙ СЛОЙ, КОРРОЗИЯ ПОВЕРХНОСТИ, КОНЦЕНТРАЦИЯ НАПРЯЖЕНИЙ В МАТЕРИАЛЕ ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

В материалах деталей машин, в том числе и в материалах деталей ГТД, в силу их конструктивных особенностей, а также в силу особенностей их работы, возможно создание концентрации напряжений, т. е. неравномерное их распределение в материале детали, которое характеризуется коэффициентом концентрации напряжений.

Концентрация напряжений при простом напряженном состоянии оценивается теоретическим концентратором напряжений ασ, равным отношению напряжения при наличии концентратора к напряжению в той же точке при отсутствии концентратора. При усталостном знакопеременном нагружении деталей концентрация напряжений оценивается эффективным концентратором напряжений Кs, который характеризует отношение предела выносливости образца с концентрацией напряжений к пределу выносливости гладкого образца такого же размера без концентрации напряжений [1-6].

Концентратором напряжений в материале деталей при усталостном нагружении может быть и шероховатость поверхности [1]. Учитывая тот факт, что шероховатость поверхности в процессе эксплуатации вследствие коррозионного воздействия изменяется [7], можно сделать вывод о влиянии коррозионного процесса на усталостную прочность детали, оцениваемую пределом выносливости материала детали s-1 [2, 3].

К сожалению, надлежащим образом этот вопрос изучен недостаточно. Практически отсутствуют сведения о степени и характере влияния изменения шероховатости поверхности детали в процессе эксплуатации вследствие коррозионных процессов. Известные авторам данной работы научные и практические публикации по проблеме коррозии деталей машин, в том числе авиационных газотурбинных двигателей, относятся к вопросам химических процессов коррозии, а также к вопросам получения материалов с целью снижения влияния коррозии на эксплуатационные свойства деталей машин [8-14]. В связи с изложенным вопрос изучения влияния коррозионных процессов на изменение прочностных характеристик материала поверхностного слоя детали, в частности, на изменение эффективного коэффициента концентрации напряжений, в том числе в авиадвигателестроении, является актуальной задачей. Для целей исследования, по мнению авторов, потребовалось на основе исследований [1] разработать расчетную зависимость для проведения исследования.

 

2 Материалы и методы

 

Обоснование расчетной зависимости для определения коэффициента концентрации напряжений в поверхностном слое материала детали

            Для условий оптимального резания, характеризуемого минимумом износа режущего инструмента [15], используя факт стабильности процесса резания и, как следствие, высоты неровностей на обработанной поверхности, можно определять влияние условий обработки, в частности режимов резания, на предел выносливости материала детали эффективным коэффициентом концентрации напряжений [2]:

 

,

 

где as  – теоретический коэффициент концентрации нормальных напряжений: при кручении и сдвиге ; при растяжении и изгибе , где t – максимальная глубина впадины концентрата напряжений; r – радиус кривизны на дне впадины; g – коэффициент, зависящий от отношения шага неровностей к их высоте; qs – коэффициент чувствительности металла к концентрации напряжений.

Значение коэффициента g может быть определено по рекомендациям [3], однако более удобным является использование зависимости, полученной на основе данных, приведенных в этой работе, с использованием которых построены графики, представленные на рис. 1 и 2,  на основе которых получена зависимость вида:, где Sm – средний шаг неровностей по средней линии; Rz – высота неровностей на поверхности. Значение коэффициента x и показателя степени y в формуле при различных значениях соотношения Sm/Rz представлены в табл. 1.

 

 

Рисунок 1 – Зависимость коэффициента g от величины отношения шага неровностей
к их высоте (
Sm/Rz до 4)

 

 

Рисунок 2 – Зависимость коэффициента g от величины отношения шага неровностей
к их высоте (
Sm/Rz от 4 и более)

 

Таблица 1 – Значения x и y в формуле для определения g

Значения Sm/Rz

x

y

При R2

до 4

0,25

0,944

0,9859

от 4 и выше

0,76

0,134

0,8155

 

Значение qσ определяется по формуле , где a – константа материала [4]. Значения её следует принимать в зависимости от предела прочности материала детали на растяжение из таблицы, приведенной в [3]. Однако более удобно использовать зависимость, полученную с использованием графика, представленного на рис. 3 и построенного на основе данных, приведенных в [3].

300                      600            900     1200   1500  sВ, МПа

a, мм

 

0,4

0,3

0,2

0,1

 

0,05

0,03

0,02

0,01                         

 

Рисунок 3 – Значение коэффициента a в зависимости от предела
прочности материала на разрыв
sВ

 

На основе графика (рис. 3) при R2 = 0,9729 значение α определяется по формуле, мкм:

 

α = 4610sВ-1,573 ,

 

где sВ – предел прочности материала детали на разрыв, МПа.

Принимаем t = Rz, так как высота микронеровностей на поверхности при обработке с оптимальной температурой резания Rz = Rmax, где Rz – высота неровностей на обработанной поверхности, Rmax – максимальная высота неровностей.

С учётом вышеизложенного и того, что Ra = 0,2Rz [17], после преобразования формула для определения as при кручении и сдвиге принимает вид

 

,

 

где Ra – среднее арифметическое отклонение профиля.

Принимая r = rвп = 0,03(Sm/Ra) [17], где rвп  – радиус кривизны впадин профиля неровностей, после преобразований эффективный коэффициент концентрации напряжений может быть определен по формулам:

– при кручении и сдвиге

 

;                                           (1)

 

– при растяжении и изгибе

 

             .                                          (2)

 

 

 

3 Результаты исследований

 

Были выполнены расчеты значений Кs для образцов из стали 30ХГСА, фрагмент которых представлен в табл. 2.

 

Таблица 2 – Фрагмент расчета изменений коэффициентов концентрации напряжений в поверхностном слое материала детали (сталь 30ХГСА) вследствие коррозии в процессе эксплуатации

Условия

обработки

S, мм/об

Sm,
мкм

Rzисх, значение после обработки (изготовления), мкм

τ, год эксплу-атации

Rz, значение после эксплуата-ции, мкм

Кσ1, кручение
и сдвиг

Кσ2, растяжение и изгиб

σ2кор – Кσ2исх) / Кσ2исх,  
%

V = 150 м/мин;
r = 1мм;

φ = 45°;
φ1 = 15°;
α = 10°;
γ = 15°;

t = 0,5 мм;
ρ1 = 20 мкм

0,1

141

2,5
Кσ1 = 1,049,
Кσ2 = 1,097

1

4,298

1,077

1,153

5,10

2

4,76

1,083

1,167

6,38

3

5,081

1,088

1,176

7,20

4

5,335

1,091

1,183

7,84

5

5,549

1,094

1,188

8,30

0,15

183

4,2
Кσ1 = 1,062,
Кσ2 = 1,124

1

6,435

1,089

1,177

4,72

2

7,01

1,095

1,19

5,87

3

7,412

1,1

1,199

6,67

4

7,731

1,103

1,206

7,30

5

7,799

1,104

1,208

7,47

0,2

247

7,7
Кσ1 = 1,082,
Кσ2 = 1,164

1

10,579

1,108

1,216

4,47

2

11,323

1,114

1,228

5,50

3

11,843

1,118

1,237

6,27

4

12,256

1,122

1,244

6,87

5

12,604

1,125

1,249

7,30

0,25

302

11,5
Кσ1 = 1,099,
Кσ2 = 1,198

1

14,904

1,124

1,247

4,09

2

15,785

1,13

1,26

5,18

3

16,401

1,134

1,268

5,84

4

16,891

1,137

1,275

6,43

5

17,303

1,14

1,28

6,84

 

Учитывая, что шероховатость обработанной поверхности в наибольшей степени зависит от подачи S, радиуса при вершине резца в плане r и радиуса округления режущей кромки резца ρ1, был выполнен анализ влияния этих параметров процесса резания на значение эффективного коэффициента напряжений Кs.

Характер влияния на значение эффективного коэффициента концентрации напряжений в материале поверхностного слоя детали изменения скорости резания V и подачи S для материала 30ХГСА представлен на рис. 4.

Зависимость изменения Кσ2корот радиуса скругления лезвия резца r при вершине приведена на рис. 5.

Изменение Кs2 кор от радиуса округления лезвия режущей кромки r1 представлено
на рис. 6.

 

 

 

https://sun9-49.userapi.com/impg/APmb6pIIdVJvywLnuswBYahY7v2x3FmfPGJgeQ/_ttUmTlt1TU.jpg?size=474x208&quality=96&sign=88d8fd0029c75da7267973599a9e879e&type=album

 

Рисунок 4 – Зависимость изменения Кσ2кор от скорости резания и подачи
при длительности эксплуатации один год

 

Обозначения на рис. 4:            

V = 150 м/мин,  ,

                                           V = 190 м/мин,   ,

                                           V = 250 м/мин,   .

 

https://sun9-38.userapi.com/impg/z6SsSxgL5mYan6ZjXzKVyg6a2lccnAiWfYw9PQ/ufIjfVLX1WY.jpg?size=448x212&quality=96&sign=79a948b1821371b440dc0bdca04fcfd6&type=album

 

Рисунок 5 – Зависимость изменения Кs2кор от радиуса скругления лезвия
при вершине резца в плане

 

Обозначения на рис. 5:

                                           при эксплуатации 1 год:   ,

                                           при эксплуатации 2 года:  ,

                                           при эксплуатации 3 года:  ,

                                           при эксплуатации 4 года:  ,

                                           при эксплуатации 5 лет:  .

 

https://sun9-9.userapi.com/impg/aFPEauHkQ-6dytBMk5oa9QLNGOPsm039G-xvCw/FpDaiYim0ak.jpg?size=427x240&quality=96&sign=6e28de1ae9f73467141cbb3ab64bfd29&type=album

 

Рисунок 6 – Изменение Кs2кор от радиуса округления режущей кромки резца r1

 

Обозначения на рис. 6:

                           при эксплуатации  1 год:  ,

                                        при эксплуатации 2 года:  ,

                                        при эксплуатации 3 года:  ,

                                        при эксплуатации 4 года:  ,

                                       при эксплуатации  5 лет:  .

 

Полученные математические зависимости для определения изменения эффективного коэффициента концентрации напряжений в поверхностном слое материала детали, обусловленного коррозионным процессом при эксплуатации, позволяют прогнозировать изменения предела выносливости материала поверхностного слоя детали. Это возможно в соответствии с алгоритмом, представленном на рис. 7. Описание алгоритма представляет методику расчетного определения изменения предела выносливости материала поверхностного слоя детали в процессе эксплуатации, которая заключается в следующем:

1) Исходя из марки материала детали и вида термической обработки заготовки по соответствующим справочникам определяются свойства обрабатываемого материала: предел прочности на разрыв sВ, предел текучести sТ, сопротивление обрабатываемого материала пластичному сдвигу τр, удельная объемная теплопроводность сρ, коэффициент теплопроводности l, температуропроводность а и др.

2) В соответствии с разработанной технологией изготовления детали определяется режим резания (скорость резания V, подача S и глубина резания t), геометрические элементы режущей части инструмента (задний α и передний g углы резца, главный j и вспомогательный j1 углы резца в плане, радиусы при вершине резца в плане r и округления режущей кромки резца) и др.

3) Определяется величина параметра шероховатости обработанной поверхности Rzисх, мкм:

 

 

где а1 и t – толщина среза и глубина резания при обработке, м; Vо – оптимальная скорость резания, м/с; a и g – задний и передний углы режущей части инструмента, градус; а – температуропроводность материала обрабатываемой детали, м2/с; l и lр – коэффициенты теплопроводности обрабатываемого и инструментального материалов, Вт/м×К; b и e – угол заострения и угол при вершине резца в плане, радиан; r и r1 – радиус при вершине резца в плане и радиус округления режущей кромки инструмента, м; сρ – удельная объемная теплоемкость обрабатываемого материала, Дж/м3×К; qо – оптимальная температура в зоне резания, °С; tр – сопротивление обрабатываемого материала пластическому сдвигу, МПа;
b – длина контакта режущих кромок инструмента с обрабатываемой деталью, м;
m – безразмерная величина, зависящая от соотношения подачи и глубины резания, а также геометрических параметров режущей части инструмента [17]; со и nо – постоянные для конкретного сочетания обрабатываемого и инструментального материалов [17].

4) Определяется комплексный параметр скорости коррозионного изнашивания КС обработанной поверхности в процессе эксплуатации по формуле:

 

Кс ,

 

где Uн – степень наклепа материала поверхностного слоя детали после обработки, %;
Sm – шаг неровностей по средней линии, мкм; bо и b1 – коэффициенты, зависящие от марки и состояния материала (после термической обработки) [19].

5) Определяется скорость коррозионного изнашивания  VК=VК0КС ,

где Vко – скорость коррозии образца сравнения, определяемая по формуле в соответствии с методикой Федонина О. Н. [18-21].

6) Определяется параметр шероховатости поверхности Rz после коррозионного воздействия на поверхностный слой материала детали по формулам, мкм:

 

, мкм

 

 или

 

 ,

где t – время корродирования, год; КВ = 1,28…2,0 – коэффициент, учитывающий соотношение скорости коррозии материала выступов и впадин неровностей; b – угол наклона профиля шероховатости, рад; j – главный угол резца в плане.

 

https://sun9-75.userapi.com/impg/-A-afWH7GUKiMGOUMl5wbgTHXSx_UrhsHMkPjw/LgO0fOWI0W0.jpg?size=634x752&quality=96&sign=9f7f34d5dc433530567d16b00dbee8fc&type=album

 

Рисунок 7 – Алгоритм расчетного определения эффективного коэффициента концентрации напряжений во взаимосвязи с технологическими условиями обработки

 

7) Определяется эффективный коэффициент концентрации напряжений в материале поверхностного слоя детали по формулам (1) и (2).

8) Определяется предел выносливости материала поверхностного слоя детали после коррозии σ-1кор по формуле σ-1кор = σ-1σ, где σ-1 – предел выносливости исходного материала детали. Если σ-1 кор соответствует допустимому значению, то расчет закончен. Если нет, то необходимо скорректировать технологические условия обработки с целью обеспечения требуемого значения s-1 кор при заданном периоде эксплуатации детали.

 

4 Обсуждение и заключение

 

Установлено, что коэффициент концентрации напряжений в поверхностном слое материала детали при коррозионном воздействии на него возрастает по сравнению с коэффициентом без коррозионного воздействия на величину от 5 до 9 процентов, что существенно при оценке прочностных характеристик детали.

            Из режимных параметров процесса обработки на изменение эффективного коэффициента концентрации напряжений наибольшее влияние оказывает подача. Скорость резания в интервале рациональных режимов резания практически не влияет на изменение коэффициента концентрации напряжений в поверхностном слое материала детали.

            Существенное влияние на изменение коэффициента напряжений оказывает влияние радиус при вершине резца в плане и радиус округления режущей кромки резца.

Разработанный алгоритм расчетного определения эффективного коэффициента концентрации напряжений во взаимосвязи с технологическими условиями обработки поверхности детали позволяет прогнозировать назначение последних с учетом допустимого значения коэффициента концентрации напряжений.

Список литературы

1. Биргер, И. А. Расчет на прочность деталей машин: Справочник / И. А. Биргер, Б. Ф. Шор, Г. Б. Иосилевич.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979.- 702 с.

2. Серенсен С. В., Когаев В. П., Шнейдерович Р. М. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность: Руководство и справочное пособие. Изд. 3-е, переработанное и дополненное / Под ред. Серенсена С. В. - М.: Машиностроение, 1975.- 488 с.

3. Петерсон, Р. Коэффициенты концентрации напряжений. - М.: Мир, 1977.- 302 с.

4. Елизаветин, М. А. Повышение надежности. Изд. 2-е перабот. и доп. М.: Машино-строение, 1973.- 430 с.

5. Сатель Э.А., Елизаветин М. А. Технологические методы повышения качества по-верхностного слоя деталей машин. Сборник № 5: «Качество поверхности деталей машин». АНСССР, 1961.- С. 21-26.

6. Хевиленд, Р. Инженерная надежность и расчет на долговечность. М.- Л. «Энергия», 1966.- 231 с.

7. Безъязычный В. Ф., Клейменов В. В., Плешкун В. В. К вопросу расчетного опреде-ления степени коррозионного влияния в процессе эксплуатации на шероховатость обрабо-танной поверхности // Вестник РГАТУ, № 2(65), 2023.- С. 115-121.

8. Братухин Л. Я., Гуревич Л. Я. Коррозионная стойкость высокопрочных нержавею-щих сталей. - М.: Авиатехинформ, 1999. - 288 с.

9. Братухин, А. Г. Технологическое обеспечение высокого качества надежности, ре-сурса авиационной техники. - М.: Машиностроение, 1966.- Том I.- 550 с.; том II. - 296 с.

10. Логан, Х. Л. Коррозия металлов под напряжением. - М.: Металургия, 1970.- 340с.

11. Коррозионная стойкость нержавеющих сталей применительно к авиационной тех-нике // Справочное пособие под ред. Л. Я. Гуревич и А. Д. Жирнова. - М.: ВИАМ, 1988.

12. Ву Динь Вуй. Атмосферная коррозия металлов в тропиках. - М.: Наука 1994.- 240 с.

13. Розенфельд, И. Л. Атмосферная коррозия металлов. - М.: АН СССР, 1960.- 375 с.

14. Карненко, Г. В. Прочность стали в коррозионной среде. Киев, Машгиз, 1963.- 188 с.

15. Похмурский, В. И. Коррозионная усталость металлов. М.: Металлургия, 1985.- 207 с.

16. Макаров, А. В. Оптимизация процессов резания. -М.: Машиностроение, 1976.- 264 с.

17. Безъязычный, В. Ф. Метод подобия в технологии машиностроения. - М.: Машино-строение, 2012.- 320 с.

18. Инженерия поверхности деталей / Колл. Авт.; под ред. А. Г. Суслова, М.: Машино-строение, 2008.- 320 с.

19. Федонин, О. Н. Инженерия поверхности детали с позиции ее коррозионной стой-кости // Справочник. Инженерный журнал. Приложение № 10. - 2001.- С. 17-19.

20. Суслов А. Г., Дальский А. М. Научные основы технологии машиностроения. М.: Машиностроение, 2002.- 684 с.

21. Справочник технолога машиностроителя: В 2т / под ред. А. М. Дальского, А. Г. Суслова, А. Г. Косиловой, Р, К. Мещерякова - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Машинострое-ние-1, 2001.- Т.2.- 944 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?