Voronezh, Voronezh, Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
Voronezh, Voronezh, Russian Federation
656.08
A study of a car hitting a pedestrian who is not marked in the classification of collisions is proposed. A study is considered in which the removal of a car from the place of a pedestrian collision is determined for cases when a pedestrian enters the roadway at an arbitrary angle along the way and towards the movement of the car that has hit. The peculiarity of the study is that the pedestrian got out after passing an obstacle passing the car. The expert needs to build viewing triangles, record geometric and kinematic conditions, and solve equations regarding the removal of the car.
CAR, PEDESTRIAN, ROAD, HIT-AND-RUN, RESEARCH
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) представляют собой отказ безопасной работы транспортного процесса. Самым опасным видом ДТП признан наезд автомобиля на пешехода. Наименее защищены на дороге пешеходы-дети, поскольку они не предсказуемы в поведении и могут появиться на проезжей части в любой момент времени. Водитель при виде ребенка возле проезжей части улицы или дороги обязан срочно предпринять все возможные меры по исключению возможности столкновении с ребенком.
Очень опасен наезд в случае неожиданного выхода пешехода на проезжую часть из-за ограничивающего видимость неподвижного или движущегося препятствия [1-5], а также при неожиданном выходе человека на пешеходный переход при запрещающем сигнале светофора [6-9]. Опасны и наезды в темное время суток [10-13]. Расстояние от автомобиля до пешехода бывает настолько мало, что даже в случае своевременного экстренного торможения водителем, его автомобиль при наезде продолжает двигаться со скоростью, которая была перед торможением. Наезды имеют тяжелые последствия для здоровья пешехода. Практически все ДТП, связанные с наездом, подлежат обязательной экспертизе происшествия [14, 15].
2 Материалы и методы
Экспертиза ДТП проводится сертифицированными экспертами автотехниками в специальных центрах автотехнических экспертиз министерства юстиции РФ или в частных экспертных учреждениях. Для исследования каждого классифицированного наезда экспертам автотехникам предоставляется конкретная методика выполнения расчетов и рекомендованы нормативные документы, в которых прописаны требования к участникам дорожного движения. Анализируя методики проведения экспертизы ДТП, мы пришли к выводу, что в классификацию наездов необходимо добавить наезд, который совершен на пешехода появившегося перед водителем ТС после того, как он вышел после проезда попутного препятствия (другого автомобиля).
3 Результаты исследований
I ‒ положения ТС1 и ТС2 до появления в зоне видимости пешехода;
II ‒ положения ТС1, ТС2 и пешехода (точка С) в момент опасности для движения;
III ‒ положения ТС1, ТС2 и пешехода (точка N) в месте наезда;
ADC ‒ как и в работе [17], линия видимости водителем ТС2 пешехода в момент возникновения опасности для движения;
CN ‒ путь пройденный пешеходом с момента опасности до наезда.
Рисунок 1 – Схема исследования наезда на пешехода, вышедшего под произвольным
углом после проезда попутного препятствия
Из дополнительно построенных треугольников обзорности A'B'C' и АВС запишем геометрическое условие A'B'/B'C' =АВ/ВС или
=
, (1)
, (2)
из треугольника NBʹʹCʹ
. (3)
Добавим кинематическое условие, в котором время движения пешехода с момента опасности для движения равно времени движения ТС2
, т.е.
=
. (4)
Числовые значения величин ,
,
,
эксперт автотехник выбирает из справочной литературы. Значения величин ∆,
,
, α ,
берет из схемы ДТП. Значения
и
записывает из показаний свидетелей, участников ДТП или по результатам следственного эксперимента.
4 Обсуждение и заключение
Известные числовые значения параметров величин эксперт автотехник подставляет в уравнения (1-4) и упрощает их. Совместное решение уравнений (1-4) позволит найти удаление автомобиля ТС2 от места наезда автомобиля на пешехода. Построение треугольников обзорности и нахождение удаления автомобиля для различных вариантов наезда на пешехода [19] идентичны. Отметим, что удаление определяется, таким образом, независимо от дорожных условий [20], т.е. при отсутствии и при наличии следа юза колес автомобиля.
Далее эксперт автотехник рассчитывает по известным формулам остановочный путь автомобиля, сравнивает его с удалением и делает заключение о наличии или отсутствии у водителя ТС2 технической возможности предотвратить наезд. Окончательное решение о виновности или невиновности водителя ТС2 в ДТП принимает только следователь или суд.
1. Nadiryan S.L. The impact of transport infrastructure facilities on the safety of minor road us-ers / Nadiryan S.L., Kotenkova I.N., Khakuy T.R. // Electronic online polythematic journal "Scientific works of KubSTU". - 2024. - No. 2. - P. 14-31.
2. Zelikov V.A. Ensuring the safety of road users in residential areas by amending transport leg-islation / Zelikov V.A., Denisov G.A., Zelikova N.V. // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. - 2020. - No. 1 (67). - P. 266-270.
3. Improvement of the current version of road traffic regulations of the Russian Federation as a promising approach to road safety. Zelikov V.A., Denisov G.A., Dorokhin S.V., Razgonyaeva V.V., Zelikova N.V. Studies in Computational Intelligence. 2019. Vol. 826. Pp. 1081-1088.
4. Bezgina A.A. Prevention of traffic violations in a preschool educational organization // Bulle-tin of the State Educational Institution of Additional Professional Education of the Tyumen Region "IPC and PPRO TO". Tula educational space. - 2020. - No. 4. - Pp. 16-18.
5. Methods for reducing collisions with pedestrians in an urban environment / Razmaritsa D.S., Shevtsova A.G., Novikov I.A. // Alternative energy sources in the transport and technological com-plex: problems and prospects for rational use. – 2016. – V. 3. No. 2 (5). – P. 356-358.
6. Denisov G.A. Recommendations for ensuring traffic safety at pedestrian crossings. // Den-isov G.A., Zelikov V.A., Dorokhin S.V. // In the collection: Actual issues of organization of automo-bile transportation, traffic safety and operation of vehicles. Collection of scientific papers based on the materials of the XV international scientific and technical conference. Saratov, 2020. – P. 103-108.
7. Improvement of road traffic safety in the zone of unsignalled pedestrian crossings. Dorokhin S.V., Zelikov V.A., Denisov G.A. In the collection: Transportation Research Procedia. 2018. – P. 122-128.
8. Potapova U.A. Analysis and methods for solving the problem of improving road safety at pedestrian crossings / Potapova U.A., Gavrikov V.A. // In the collection: Modern science: theory, methodology, practice. Proceedings of the V-th All-Russian (national) scientific and practical confer-ence. Tambov, 2023. - P. 165-166.
9. Polosukhina M.V. Ensuring road safety at pedestrian crossings / Polosukhina M.V., Mura-vyova N.A. // Alternative energy sources in the transport and technological complex: problems and prospects for rational use. - 2016. - V. 3. No. 1 (4). - P. 287-293.
10. Denisov G.A. On the feasibility of publishing traffic rules for pedestrians / Denisov G.A., Zelikov V.A., Fedyushin A.A. // In the collection: Organization and road safety. Proceedings of the X international scientific and practical conference dedicated to the 85th anniversary of the birth of Doc-tor of Engineering Sciences, Professor L.G. Reznik: in 2 volumes. - 2017. - P. 365-367.
11. Denisov G.A. Identification of the actions of participants in a collision with a pedestrian in the dark during the investigation and examination of the incident / Denisov G.A., Zelikov V.A., Zlobi-na N.I. // Bulletin of transport information. - 2019. - No. 9 (291). - P. 31-33.
12. On establishing the causes of a collision with a pedestrian and improving traffic safety in the dark by amending transport legislation. Denisov G.A., Zelikov V.A., Zlobina N.I. Transport Infor-mation Bulletin. – 2017. – No. 2 (260). – P. 24-26.
13. Pechatnova E.V. Influence of the period of the day on the risk of a collision with a pedes-trian / Pechatnova E.V., Novikov I.A., Kiryushin I.I., Shatalov E.V. // Voronezh Scientific and Tech-nical Bulletin. – 2023. – Vol. 3. No. 3 (45). – P. 60-66.
14. Golchevsky V.F. Expert study of visibility from the driver's seat of category M1 vehicles. // Siberian criminal procedure and forensic readings. – 2021. – No. 4 (34). –P. 104-115.
15. Shaplok T.A. The Importance of Automotive Technical Expertise in Conducting an Admin-istrative Investigation of Road Accidents // Science Bulletin. 2022. - Vol. 5. No. 5 (50). - P. 182-187.
16. Denisov G.A. Methodology for investigating road accidents involving a pedestrian not cov-ered by the collision classification / Denisov G.A., Sidorov B.A., Zlobina N.I., Zelikov V.A. // In the collection: Technology of transport processes - present and future. Proceedings of the All-Russian sci-entific and practical conference. Responsible. editor V.A. Zelikov. Voronezh, 2021. - P. 11-19.
17. Denisov G.A. Finding the Distance of a Vehicle in the Investigation of a Collision with a Pedestrian Who Exited After Passing a Moving Obstacle / Denisov G.A., Zelikov V.A., Zlobina N.I., Yakovlev S.A. // Bulletin of Transport Information. 2016. - No. 8 (254). - P. 21-23.
18. Denisov G.A. Systematization of Options and Improvement of the Methodology for Inves-tigating a Vehicle Collision with a Pedestrian Who Exited from Behind an Oncoming Obstacle / Den-isov G.A., Zelikov V.A., Zlobina N.I. // The World of Transport and Technological Machines. - 2017. - No. 3 (58). -P. 115-122.
19. Kuznetsov V.V. On the Classification of Certain Types of Road Accidents. / Kuznetsov V.V., Gorbatenko D.S., Portashnikov O.M. // Vestnik Voronega Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. - No. 1. -P. 233-238.
20. Muravyova N.A. Assessment of the influence of road conditions on the mechanism of road accidents. / Muravyova N.A., Stolyarov V.V. // Alternative energy sources in the transport and techno-logical complex: problems and prospects for rational use. 2016. - V. 3. No. 3 (6). - P. 330-334.