ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ НА ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЖЕНИЯ АТС ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ДТП
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отмечена важность проблемы, касающейся количества ДТП, а также проведения качественной дорожной экспертизы, описана методика проведения эксперимента, представлены полученные результаты, проведен сравнительный анализ с нормативными значениями. В ходе проведения исследования было решено экспериментальным путем получить значения установившегося замедления на транспортных средствах, оборудованных вспомогательными тормозными системами и без них. Таким образом, благодаря проведенному исследованию определено влияние современных тормозных систем на процесс торможения транспортного средства.

Ключевые слова:
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ПАРАМЕТРЫ ТОРМОЖЕНИЯ, ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ, УСТАНОВИВШЕЕСЯ ЗАМЕДЛЕНИЕ
Текст

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

В настоящее время проблема аварийности на автомобильном транспорте является одной из наиболее серьезных [1].

Кроме того, основываясь на статистике, большую часть всех дорожно-транспортных происшествий отличают действия водителя, направленные на применение экстренного торможения в связи с попытками избежать столкновения или наезда [2]. В связи с этим, в конструкции тормозных устройств современных автомобилей используются вспомогательные тормозные системы, такие как:

  • антиблокировочная система (ABS),
  • система распределения тормозных усилий (EBD),
  • система курсовой устойчивости (ESP).

Актуальность исследования связана с неутешительной статистикой, касающейся большого количества произошедших дорожно-транспортных происшествий, а также важности проведения достоверной экспертизы ДТП для выявления деталей происшествий, что, в свою очередь, может поспособствовать повышению уровня безопасности дорожного движения [3].

Практическая значимость данного исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов при проведении экспертизы ДТП для получения более достоверной информации.

Научная новизна состоит в получении результатов непосредственно в ходе проведения эксперимента, отражающих важность использования вспомогательных тормозных систем в процессе торможения транспортного средства.

Информация, связанная с количеством дорожно-транспортных происшествий, произошедших за год, начиная с 2019 года, представлена в виде гистограммы на рис.1 [4].

 

 

Рисунок 1 – Гистограмма количества ДТП по годам

 

Проанализировав указанные выше данные, можно отметить снижение количества ДТП в динамике, на что, в свою очередь, также оказала влияние разработка Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы [5].

Однако, полученные результаты все равно говорят о том, что необходимо предпринимать более активные меры по уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, в виде гистограммы на рис.2 приведены данные, отражающие количество пострадавших и количество погибших от дорожно-транспортных происшествий также по годам, начиная с 2019 года [4].

 

 

Рисунок 2 – Гистограмма количества пострадавших и погибших от ДТП по годам

 

Согласно статистике, чаще всего ДТП происходит с участием транспортных средств категории М1. Именно поэтому в данной работе в качестве исследуемого транспортного средства был рассмотрен легковой автомобиль.

Рассматриваемая тематика довольно актуальна и посвящена проблеме безопасности дорожного движения, в частности использованию современных тормозных систем в процессе торможения транспортного средства, а также проведению реконструкции дорожно-транспортных происшествий. Множество статей и трудов освещают эту тему. На рис. 3 в виде схемы представлен краткий анализ рассмотренных статей, а именно – автор и название, а также краткие тезисы [6-9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Краткий анализ существующих исследований

 

2 Материалы и методы

 

Согласно ГОСТ 33997-2016 были определены нормативные значения при оценке эффективности торможения колесных транспортных средств, перечень которых представлен в виде схемы на рис.4 [10].

 

 

Рисунок 4 – Перечень нормативов торможения транспортных средств

 

Установившееся замедление является критически важным параметром для обеспечения безопасности как водителя и пассажиров, так и других участников дорожного движения [11]. Чем выше значение установившегося замедления, тем быстрее транспортное средство может остановиться, что особенно важно в экстренных ситуациях, когда требуется быстрое реагирование [12].

Кроме того, данный показатель позволяет оценить работу различных тормозных систем, включая традиционные и современные вспомогательные системы, рассматриваемые в рамках данного исследования [13]. Установившееся замедление помогает выявить, насколько эффективно тормозная система может справляться с задачами торможения в различных условиях [14].

Таким образом, исследование установившегося замедления именно в рамках выявления оказываемого современными вспомогательными тормозными системами влияния на определенные параметры торможения транспортных средств может стать одним из инструментов, благодаря которым безопасность дорожного движения выйдет на более высокий уровень [15]. В этой связи, в ходе реализации данного эксперимента была поставлена задача по определению значений установившегося замедления в зависимости от наличия вспомогательных тормозных систем.

Для выполнения эксперимента была составлена блок-схема, которая изображена на рис. 5.

 

 

Рисунок 5 – Блок-схема проведения эксперимента

 

Эксперимент был проведен в летний период на участке автомобильной дороги на улице Нахимова (рис. 6).

 

 

Рисунок 6 – Исследуемый участок автомобильной дороги

Непосредственно значения установившегося замедления в ходе исследования были определены с помощью использования контрольно-измерительного прибора «Эффект-02» (рис. 7). Данный тип прибора предназначен для определения эффективности тормозной системы автомобиля [16].

 

 

Рисунок 7 – Контрольно-измерительный прибор «Эффект-02»

 

Далее на рис. 8 представлено изображение используемого прибора, непосредственно установленного в транспортном средстве.

 

https://sun9-73.userapi.com/impg/QJth4fWZg0rENqmdnNAwuFYbilm1rV1-XW2kHw/sYYRX6HpYtA.jpg?size=1280x960&quality=95&sign=571c35c5aeea46f24f0e70b6b342223a&type=album

 

Рисунок 8 – Установленный на автомобиле прибор «Эффект-02»

 

Кроме того, далее в табл.1 перечислены условия, при которых были проведены исследования.

 

  Таблица 1 – Условия, при которых был проведен эксперимент

Показатель

Состояние

Согласно чему определено

Системы ABS, EBD, BAS

Работоспособное

Контроль световых индикаторов

Шины

Летние

-

Износ шин

Допустимый

Индикатор износа

Остаточная глубина износа

Не превышает 1,6 мм

Требования ПДД [17]

Давление в шинах

Допустимое

Рекомендации завода-изготовителя

 

 

 

3 Результаты исследований

 

В ходе проведения данного исследования были получены данные, характеризующие значения установившегося замедления для транспортного средства категории М1. Также важно отметить, что эксперимент проводился при нескольких значениях загруженности транспортного средства:

  • 20 % - водитель,
  • 40 % - водитель и один пассажир,
  • 60 % - водитель и два пассажира,
  • 80 % - водитель и три пассажира,
  • 100 % - водитель и четыре пассажира.

Таким образом, результаты эксперимента представлены в виде табл. 2, 3.

 

Таблица 2 – Полученные значения установившегося замедления

Тип дорожного покрытия

Загруженность АТС

20 %

40 %

60 %

80 %

100 %

Для автомобилей с тормозными системами ABS, EBD, BAS

Сухое асфальтобетонное покрытие,
коэффициент сцепления
j » 0,79

8,7

8,6

8,6

8,5

8,4

Мокрое асфальтобетонное покрытие,
коэффициент сцепления
j » 0,49

7,7

7,5

7,4

7,2

7,1

 

Таблица 3 – Полученные значения установившегося замедления

Тип дорожного покрытия

Загруженность АТС

20 %

40 %

60 %

80 %

100 %

Для автомобилей без тормозных систем ABS, EBD, BAS

Сухое асфальтобетонное покрытие,
коэффициент сцепления
j » 0,79

6,8

6,7

6,6

6,5

6,3

Мокрое асфальтобетонное покрытие,
коэффициент сцепления
j » 0,49

5,7

5,5

5,4

5,3

5,2

 

Далее, в результате проведения сравнительного анализа данных, полученных непосредственно в ходе исследования, соответствующим транспортным средствам с вспомогательными тормозными системами, с показателями, указанными в ВНИИСЭ и ТР 018-2011, была составлена гистограмма, которая представлена на рис. 9 [18, 19].

Затем был проведен анализ полученной информации и определено насколько процентов удалось снизить значение установившегося замедления в результате применения вспомогательных тормозных систем (рис. 10).

Следовательно, проанализировав полученные данные, можно отметить, что среднему арифметическому значению будет соответствовать - 25 %, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что применение таких современных тормозных систем как ABS, EBD и BAS позволяет сократить значения установившегося замедления практически на четверть.

 

 

Рисунок 10 – Гистограмма отклонений значений установившегося замедления при наличии вспомогательных тормозных систем

 

 

Рисунок 10 – Гистограмма отклонений значений установившегося замедления при наличии вспомогательных тормозных систем

 

 

 

4 Обсуждение и заключение

 

Таким образом, в ходе выполнения данной работы была отмечена важность проведения таких мероприятий как дорожная экспертиза в рамках установления и определения деталей совершенных дорожно-транспортных происшествий [20]. Также было определено влияние наличия вспомогательных тормозных систем таких как ABS, EBD и BAS непосредственно на процесс торможения.

В рамках проведения дорожных испытаний были получены данные, отражающие значения установившегося замедления на транспортных средствах как оснащенных современными тормозными системами, так и без них. Кроме того, в ходе проведения эксперимента было использовано асфальтобетонное покрытие с двумя коэффициентами сцепления, а также автомобили с разной загруженностью, что позволило собрать более подробную информацию.

В результате исследования был проведен сравнительный анализ, который, в свою очередь, отразил разницу между значениями, полученными непосредственно в ходе эксперимента, и данными, установленными в нормативных документах. Кроме того, было определено, что благодаря использованию вспомогательных тормозных систем сокращается значение установившегося замедления в среднем на 25 %.

Полученные данные подтверждают важность применения вспомогательных тормозных систем, так как влияют на безопасность дорожного движения, а также значимость их применения в экспертизе дорожно-транспортных происшествий, о чем, в свою очередь, свидетельствуют конкретные значения установившегося замедления, которые были определены непосредственно в ходе проведения вышеуказанного эксперимента.

Список литературы

1. Яресько, В. А. Безопасность дорожного движения // Вестник магистратуры. 2019. №3-2 (90). С. 59-66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya (дата об-ращения: 18.10.2024).

2. Кузняк, Н. В. Тенденции развития тормозных систем легковых автомобилей / Студенческий научный форум, 2021. С. 46-49. – URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=567

3. Юшкевич, А. В. Тормозные системы двухколесных транспортных средств / Юшкевич А. В., Сазонов И. С., Мельников А. С., Петренко М. Л., Амельченко Н. П. // Вестник Белорусско-Российского университета. 2014. – №2 (43). С. 94-104. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tormoznye-sistemy-dvuhkolesnyh-transportnyh-sredstv

4. Официальный сайт МВД России. Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации – URL: https://мвд.рф/?ysclid=m3ne5axnf9695759044

5. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы. – URL: http://static.government.ru/media/files/g6BXGgDI4fCEiD4xDdJUwlxudPATBC12.pdf

6. Шамаева, И. И. Как антиблокировочная система тормозов повлияла на повышение без-опасности при вождении автомобилей/ Шамаева И. И., Пономарев Д.А., Марченко В.В., Башлаков Д.М. / Наука и общество на пути к модернизации: современные взгляды, новые горизонты. Ростов-на-Дону, 2023. С. 141-143. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=utbpmb&ysclid=m3nc9r9lec534996629).

7. Ткачева, Т. М. Влияние антиблокировочной системы (АБС) на поведение автомобиля в процессе торможения / Ткачева Т. М., Ларин Е.С., Лаубе А.И., Шевченко Н.М. // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура – URL: https://www.adi-madi.ru/madi/article/view/1173 (Дата обращения: 01.10.2024).

8. Бахмутов, С. В. Развитие антиблокировочных систем современных автомобилей, включая электромобили и гибридные транспортные средства / Машиностроительные компоненты. Москва, 2023. – №3(60) –. С. 43-50 – URL: https://mmmm.by/pdf/ru/2022/03/03.pdf?ysclid=m3neeou86o186740384.

9. Подопригора, Н. В. Определение параметров процесса торможения автотранспортных средств при реконструкции и экспертизе ДТП / Мир транспорта и технологических машин, 2015. С. 93-102. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=tnijjb&ysclid=m3nehe8h8a482259673

10. ГОСТ 33997-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Нормативные значения при оценке эффективности торможения колесных транспортных средств. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146241?ysclid=m3nazh5yn250788053 (Дата обращения: 01.10.2024).

11. Федотов Александр Иванович, Громалова Виктория Олеговна Анализ влияния работы abs на эффективность торможения автомобиля на летних дорогах // Вестник ИрГТУ. 2014. №3 (86). С. 4-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vliyaniya-raboty-abs-na-effektivnost-tormozheniya-avtomobilya-na-letnih-.

12. Давлатшоев, Р. А. Сравнительный анализ эффективности торможения автомобиля в различных дорожных условиях // Известия вузов. Машиностроение. 2007. №3. С. 46-51. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-effektivnosti-tormozheniya-avtomobilya-v-razlichnyh-dorozhnyh-usloviyah.

13. Федотов, А. И.Влияние работы abs на тормозную эффективность и устойчивость автомобиля / А. И. Федотов, В. О Громалова // Вестник ИрГТУ. 2013. – №8 (79). С. 101-105. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-raboty-abs-na-tormoznuyu-effektivnost-i-ustoychivost-avtomobilya.

14. Мельников, А. С. ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМО-БИЛЯ / А. С. Мельников, М. Л. Петренко, О. А. Пономарева, А. А. Мельников // Вестник Бело-русско-Российского университета. 2023. – №1. – (78). С. 22-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispytaniya-effektivnosti-raboty-tormoznoy-sistemy-avtomobilya.

15. Клименко В. И., Сараев О. В., Давиденко И. А. Исследование влияния антиблокировочной системы на эффективность торможения легкового автомобиля // Автомобильный транспорт. – 2011. – №29. – С. 245-250. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vliyaniya-antiblokirovochnoy-sistemi-na-effektivnost-tormozheniya-legkovogo-avtomobilya.

16. Прибор «Эффект-02» Компания «МЕТА». – URL: http://www.meta-moscow.ru/ru/store/diagnosticheskoe-oborudovanie/effekt-02.html.

17. Правила дорожного движения Российской Федерации: офиц. текст. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/824c911000b3626674abf3ad6e38a6f04b8a7428/?ysclid=m3nel89r4n692152054

18. Судебная автотехническая экспертиза. Ч. 2 / Под ред. В. А. Илларионова. М.: ВНИИСЭ, 1980. 491 с.

19. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» от 09.11.2011 № 877, 465 с.

20. Лазарев, Д. А. Совершенствование дорожно-транспортной экспертизы на основе Исследования процесса торможения автомобиля: дис. канд. Техн. Наук: 05. 22.10. Орел, 2018. 120 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?